Фрирайд и бэккантри в Гульмарге (фрирайд-гид)

Гульмарг — горнолыжный курорт, ориентированный на внетрассовое катание. Одна из фрирайдерных мекк планеты, знаменитая своим паудером. Предгорье Гималаев, высота хребта 4 тыс. метров, почти 2000 метров вертикального перепада, потрясающей красоты виды, включая панораму на легендарнй восьмитысячник Нанга Парбат. Подготовленных трасс здесь нет, если не считать нескольких учебных бугелей, где учатся кататься и развлекаются местные индусы.

В этот район едут райдеры со всего мира именно за тем, чтобы прикоснуться к нетронутому снегу, «покушать» целины, полюбоваться завораживающими пейзажами и ощутить себя частью мирового фрирайд-сообщества. В Гульмарге почти нет случайных людей, только лыжники, сноубордисты, телемаркеры, скитуристы  и те, кто обеспечивает их быт и катание. С каждым годом курорт становится все популярнее, в чем есть свои положительные и отрицательные стороны.

IMG_2157_900

Сезон и снег

Гульмарг один из самых близких к экватору горнолыжных курортов. Сезон здесь короткий, всего пару месяцев, — с середины января по середину марта. Но зато очень снежный. К концу февраля толщина снежного покрова, в среднем, достигает 5-ти метров! Пиковое время — первая половина февраля, когда почти беспроигрышная ситуация с паудером и, соответственно, больше всего народу. В этот период можно час и более простоять в очереди на подъемник, особенно в дни после снегопада. Конец января — начало марта, в этом плане более комфортны и спокойны, но зато по снегу может повезти, а может нет.  В январе его может быть мало, а в марте уже не та кондиция — весенняя.

Лавинная обстановка

Все кулуары хребта Пир Пянжал являются лавинными очагами и катание здесь, как и в любых больших горах, неминуемо связано с лавинной опасностью. Именно поэтому мы бы рекомендовали кататься в Гульмарге только с полным комплектом лавинного снаряжения (бипер, щуп, лопата и аптечка) и обладая устойчивыми навыками его использования.

В лавинной службе Гульмарга работают специалисты из США, Канады, Новой Зеландии. Они ежедневно обеспечивают безопасность склонов в зоне курорта (на схеме эта часть выделена зеленым). Остальные кулуары не входят в юрисдикцию лавинщиков, поэтому полную ответственность за свою жизнь несете вы сами.

В помощь фрирайдерам лавинная служба ежедневно публикует информационный бюллетень с использованием, понятной большинству райдеров, канадской системы уровней лавинной опасности. Также еженедельно проводятся бесплатные лавинные лекции и занятия для всех желающих (на английском). Ежедневные сводки и расписание занятий можно отслеживать на сайте http://gulmargavalanche.org/

Gulmarg ava map

Ориентирование

Ориентирование в Гульмарге достаточно простое: есть хребет, ориентированный на северо-восток, по гребню которого можно двигаться в обе стороны от подъемника, выбирая заход в нужный кулуар. После спуска основная задача — вернуться в цивилизацию. В большинстве случаев зона выката хорошо просматривается с места старта, потому особых проблем с возвращением быть не должно. Главная сложность — наличие больших выполаживаний в средней части курорта (на уровне первой очереди G2-G1). Поэтому не следует кататься в зоне, отмеченной на схеме восклицательным знаком (по крайней мере, без снегоступов, ски-тура или сплитборда). В этой части неминуемо упираешься в большое пологое поле с огромным количеством снега.

Катание с гидами

Бытует мнение, что кататься в Гульмарге нужно только с гидами. На самом деле, это не совсем так. С точки зрения лавинной безопасности, — не у каждого из них есть биперы, да и экспресс-тесты они не делают… При этом, сама зона катания, как уже было сказано выше, в большинстве случаев интуитивно понятна, особенно для опытных райдеров с навыками ориентирования на местности. Так что, стоит взять гида для 1-2-х спусков к Бабареши и Тангмаргу, чтобы определить оптимальные точки старта и направление движения. А также для спуска в сторону военной дороги (сектор 1.4.), чтобы не заплутать на выкате. Вот, собственно, и все…

 

ОПИСАНИЕ КУРОРТА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ФРИРАЙДА И БЭККАНТРИ

Gulmarg-map

Схема 1. Кликните, чтобы посмотреть в полном размере.

Горнолыжный курорт Гульмарг расположен на северо-восточном склоне горы Афарват хребта Пир Пянжал, в 50-ти км от города Шринагар, столицы индийского штата Джамму и Кашмир. Англоязычный сайт курорта http://gulmarggondola.com/.

В центральной части горы на вершину хребта ведут две очереди подъемников (здесь их называют «фазами»). По типу это закрытые кабинки (гондолы) на 6-х человек. Соответственно, нижняя станция канатки именуется G1 (Гульмарг, 2700 м.), место стыковки двух очередей G2-G3 (Конгдори, 3100 м.), а верхняя очередь G4 (Афарват, 4100 м.). Это самая высокогорная горнолыжная канатка в мире. Абсолютным чемпионом является венесуэльская Телеферика, 4800 м., но она не горнолыжная, а просто видовая.

Вторая очередь подъемника не работает во время снегопада (из-за самопроизвольного схода лавин), когда ветер превышает допустимый порог и если лавинщик не открыл склон из-за высокого уровня опасности или проводится лавинный контроль.

Есть еще кресельный подъемник, поднимающийся от Конгдори примерно до середины верхней очереди. Польза от него, как раз, только когда верхняя очередь не работает. Для наших задач эта канатка бесполезна.

В зоне между вершиной хребта и станцией G2-G3 — альпийский рельеф, катание по кулуарам и снежным полям. В зоне первой очереди подъемника — лесной фрирайд, с большим количеством выполаживаний и траверсов. Вниз от поселка Гульмарг — также лесное катание, но с равномерным уклоном.

Всю эту обширную зону внетрассового катания для удобства можно разделить на несколько сегментов.

Зона 1. Гора Афарват, хребет Пир Пянжал (см. схему 1)

1.1. Центральная зона. Это несколько кулуаров в непосредственной близости от подъемников, по которым можно выкатить прямо к  станции  G3. Эти кулуары раскатывают в первую очередь, поэтому далее нужно двигаться по хребту в стороны, на юго-восток или северо-запад.

1.2. Цирк Дранг и его кулуары (юго-восток). Это одни из самых интересных спусков в Гульмарге. Поднявшись на гондоле до самого верха, нужно двигаться по хребту на юго-восток, в сторону Дранга. Метров через 200-300 после военного поста, начинаются заходы в кулуары. Внизу все спуски так или иначе соединяются и идут вдоль реки. После длинного пологого выката и небольшого пешего перехода, вы окажетесь около гидросооружения. Это место, где райдеры обычно собираются после спуска, и куда приезжает машина подбора, чтобы отвезти всех к подъемнику. Машину можно вызвать заранее, можно попросить других водителей помочь вам в этом или вписаться в чью-то машину, если есть места. Обратите внимание, восклицательным знаком и красным цветом на схеме отмечена зона между Дрангом и выкатом к подъемникам. Делать спуски в этом секторе не рекомендуется, потому что выбираться прийдется очень-очень долго — на выкате положняк, местами с контруклоном.

1.3. Кулуары в северо-западной части горы Афарват. Выкат из этой зоны также идет вдоль ручья, но приводит либо в поселок Гульмарг, а если забирать правее (ориентация вниз по склону), то к нижней станции гондолы G1.

1.4. Кулуары с выкатом на военную дорогу. Спуски в этом секторе не имеют выката к подъемникам, но, при этом они одни из самых вкусных, техничных и длинных в Гульмарге. И без традиционных траверсов. Катают там меньше, чем в других зонах (как раз по причине неудобности заброски-выброски), поэтому всегда можно найти нетронутые места.  На выкате нужно сначала выйти к военной базе, и только оттуда уже возможно уехать на машине. Рекомендуется эти кулуары катать с гидами, чтобы правильно сориентироваться на выкате.

1.5. Шарк. Вы, наверное, заметили, что основных зон катания выделено четыре, а здесь уже пункт 1.5. Дело в том, что Шарк нельзя назвать основной зоной катания, но возможность сделать спуск там есть. Шарк — отрог, который идет перпендикулярно основному хребту. Спуск здесь короткий, но бодрый, с очень хорошим уклоном. Стоит ли он того, чтобы потом несколько часов выбираться к цивилизации — вам решать. На противоположной стороне от него огромное снежное поле с уклоном 20-25 градусов, оно манит и притягивает. Однако, этот склон тоже не так прост. Спускаться по нему надо траверсом, чтобы была возможность более-менее нормально выбраться в цивилизацию, но это действие, при неблагоприятных условиях, может инициировать сход лавины. Выкаты здесь не очевидны. В общем, сомнительный проект, но мало ли…

Зона 2. Бабареши и Тангмарг

gulmar_BabaReshi Схема 2.

Бабареши (2350 м.) — небольшой монастырь ниже Гульмарга по направлению на север. Выйдя из поселка и пройдя по дороге налево (или проехав на такси), можно начинать свой спуск вниз. Сначала вы пересечете еще одну старую дорогу, через какое-то время выкатите на расчищенную дорогу, которая ведет как раз к монастырю. Здесь вас заберет ваше такси или можно вписаться в кому-нибудь в машину. Сам спуск не очень большой (500 м. перепада), уклон порядка 20 градусов, но это техничный и интересный лесной фрирайд со множеством дропчиков и маневров.

Если продолжить спуск вниз, или же от Гульмарга уйти по дороге направо, на восток, то спуск получится гораздо более длинным и выведет в Тангмарг (2160 м.). Основной недостаток этих зон катания — здесь раньше всего снег приобретает весеннюю кондицию, а также эти спуски первыми становятся недоступны  из-за плюсовых температур.

Зона 3. Monkey hill (см. схему 1)

Когда не работают подъемники и к Бабареши вы уже накатались, а сидеть в номере не хочется — чуть ли не единственный выход это Обезьяний Холм. Находится он справа от подъемников, недолгий подъем по тропинке и спуск через лес доставят несколько приятных минут с лавированием,  дропчиками и выкатом прямо в поселок. Такой вот фитнес для самых энергичных и ненасытных)) Так же есть возможность оттуда спуститься в Дранг.

* * *

Читайте также вторую часть фрирайд-гида: Гульмарг. Практическая информация.

* * *

Автор текста: Артем «Печник» Поляков — http://tyomazzz.livejournal.com/
Редактура: Алена Симонова
Фото и дизайн: Алена Бочанова

Обзор подготовлен по материалам поездки в феврале 2013 года.

  • http://vk.com/id1176119 Костя Ко

    я рад что гайд по кашмиру плохой и друже не знает правильных мест, а значит они, вновь, будут нетронутыми. без обид тока

    автор даже не в курсе как с шарка выбираться надо

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002657416600 Alexander Kuba

    я тоже боялся, что все нюшки сдаст)
    чета русских бестолковых много стало
    гульмаргцы даже перестали карту подробную выпускать — что б не совались в лавины…
    ну теперь есть путеводитель)

  • http://facebook.com/profile.php?id=100003276946481 Vladimir Kovanko

    Куба, ты оказывается спец и по Гульмаргу?
    «что б не соваться в лавины» — это круто сказано. Это как то может быть связано с гайдбуком или все таки с лавинной обстановкой, а эксперт?

  • Alex Kuzmitskiy

    Тогда все гайды по Гульмаргу плохие и хороших нет вообще, имхо. Если есть, подскажи, плз. Этот, по крайне мере, самый актуальный и свежий, и один из самых объемных.

    К тому же, тем кто катает «глубоко» в Гульмарге, ниакие описания общего плана не нужны. Не путай мягкое с теплым. Все подобные тексты для тех кто впервые едет в район.

  • Alex Kuzmitskiy

    Куба, ты туда же, елки. Для тех кто был в Гульмарге никакие подобные тексты, ни мои ни твои не нужны, ты же сам это прекрасно знаешь. Они лишь для тех кто только планирует поездку. А для этого, подобное — супер. И скажи что я не прав.

  • Alex Kuzmitskiy

    Да, этот фразеологизм, мягко говоря, не корректный. По подобным обычно чайников отличают, от тех кто в теме)). Думаю Куба просто в запарке описался, спишем на это.

  • http://vk.com/id1176119 Костя Ко

    мягкое с теплым, красное с пупырчатым. Практической информации мало где жить, где есть, как найти хорошого гида и зачем, где кататься когда все разбито, с кем стоит дело иметь, с кем нет. Особенности погоды и тп Короче ничего нет, а что есть отчасти неверно или не полно

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001560792065 Alena Simonova

    Ну, это просто еще раз подтверждает, что, чтобы написать хороший фрирайд-гид, нужно быть и опытным райдером и уметь писать гиды… вот доберемся до Гульмарга и напишем лучший. А пока лучше пусть будет такой, чем никакого. Если есть фатальные неточности, пиши, внесем коррективы и будем благодарны.

  • http://Axru.ya.ru Axru Axru

    Интересно, что есть вторая статья, практическая)