Яхтенная / мильная практика на Ликийском побережье Турции (осень 2017)

Как и в любом деле, мало пройти вводный курс, полученные знания и навыки стоит закрепить, иначе на следующий год придется снова начинать с нуля. Проверено. Это всемирный закон, наподобие правила Володи Паракецова «У коровы хвост всегда висит книзу».

Поэтому мы сразу решили не только пройти шкиперский курс, но в этом же сезоне его пофиксить должной порцией морских миль в качестве практики. Сказано — сделано. Отчет о двухнедельной морской практике на турецком Средиземье — ниже. Пишем уже среди сибирских снегов)))

010

015

Первый яхтенный опыт начинать с самостоятельной аренды лодки, после 11 дней шкиперского курса, показалось нам абсурдом (хотя, многие делают именно так). Поэтому, решили арендовать лодку с капитаном-преподавателем, чтобы идти самостоятельно своим маршрутом, принимая собственные решения, набивая шишки, но под бдительным присмотром опытного (и материально ответственного) человека.

Данное решение — архи верное, имхо. С одной стороны голова за лодку не болит, с другой, получаешь опыт с коэффициентом *1.5.

Еще один хороший вариант — попасть на лодку с капитаном и командой и получать свой первый яхтенный опыт в таком качестве.  Собственно этот формат часто и называют «мильная практика» или «морская практика». Достоинств этого масса, но в данном случае это все-таки не лично ваша история (не ваш маршрут, не ваши тактические решения и т.д), а придуманная кем-то другим. Но если не получается собрать компанию таких же как вы, чтобы взять в аренду собственную лодку и пошкиперить всем вместе на равных, то такой вариант становится основным.

У нас такая компания была, поэтому мы пошли по самому оптимальному пути, то есть лодка полностью в нашем распоряжении, но с яхтенным покровителем на борту — и подсказывает и помогает и лодку не дает утопить)).

020

Стоит отметить, эта опция, мильная практика с кэпом на борту, довольно редкая (относительно всех других предложений).

030

Основная задача лично для меня состояла в том, чтобы глубже понять теорию паруса и куда и как идти на разных курсах.

040

А также начать использовать «продвинутое» парусное вооружение (спинакеры и проч.). На базовых учебных курсах их вообще в глаза обычно не видят.

045

Ну и закрепить навигационные навыки, правила расхождения, чтение карт, радиопереговоры, постоять ночные вахты…

И это далеко не весь список.

50

Чуть глубже понять, что такое движок на лодке, как держать руку на его пульсе.

70

Ну и конечно же, швартовки. Без них никуда. Собственно, лодку на первых яхтенных порах люди разбивают именно при швартовках и отшвартовках, а вовсе не «в море / в шторм», как многие думают.

100

В море, если ты выходишь при нормальном прогнозе, то дальше до ближайших «препятствий» — километры. Но когда ты в марине, совсем другой замес. Особенно если есть прижимной-отжимной ветер. В этом случае твои 10-12-15 тонн имеют такую инерцию и траекторию, что только твой опыт может тебе помочь)).

Покоцать свою лодку можно элементарно и попасть на 2000-2500 евро залога, а то и больше, если ты еще и чужую лодку зацепил. Одного этого (швартовок), достаточно, чтобы в первый «самостоятельный» яхтенный поход пойти все-таки под присмотром более опытных, а не делать самостоятельный чартер со всеми вытекающими.

120

Плюс изначальная задумка включала еще и отдых / медитацию на осеннюю природу и море. Все-таки это у нас «отпуск», как не крути, нужно хоть где-то отдохнуть от.

И, надо сказать, отдых удался. Самое запоминающееся по этой части — вечерне-ночные вахты, когда ты час или два своей вахты медитируешь на вот такую красоту…

130

Четыре начинающих шкипера для такой подготовленной к регатам лодки как Salona 45 - это не много. Выходных не было. Каждый посменно был шкипером дня, палубным матросом, коком или уборщиком. Но, все равно, не смотря на это, получилось близко к идеальному. 5-й участник уже наверное был бы лишним)). Да, пусть было порой тяжеловато, но зато опыт приобретался особо плотно.

На фото: Наш кэп, Алена Симонова и Назиля Земдикханова. Не попал в кадр Стас Черков и я.

160

Стартовали мы в Алании и дальше шли в течение недели на Запад, в сторону Мармариса-Бодрума. Каждый день — новые виды, новые бухты, новые марины / якорные стоянки. Якорные, надо сказать, отработали по-полной.

200

Иногда стоянки у самодельных причальчиков, просто чтобы поесть в локальном рыбном ресторане.

250

Иногда, чтобы пройтись до ближайшего амфитеатра римских времен.

270

Или посмотреть прочие мелкие достопримечательности вокруг Ликийской тропы (вдоль всего этого побережья проходит одна из самых известных треккинговых троп Ближнего Востока — т.н. «Ликийка»).

280

Чем дальше на Запад, тем более изрезанная линия побережья и тем больше островов. Почти на каждом из них находятся какие-то разрушенные крепостицы и деревни. Попасть на них иначе, как на лодке, проблематично. Возле многих из этих островов мы вставали на якорную стоянку. Просыпаешься и с утра идешь прогуляться по острову… класс. Хотя многие предпочитали этому просто утреннее купание с лодки.

300

С моря восприятие страны / региона сильно отлично от сухопутного. Я всю жизнь путешествовал и думал что умею это делать… Но нет, морским путешествиям и восприятию мира через призму морехода нужно будет поучиться. Это про другое.

На фото: домик для уличных кошек, коих множество в прибрежных турецких городках.

340

360

400

Каждое день я, по заведенной привычке, вел свой log-book (дневник). Крайне полезная штука, как инструмент рефлексирования, конвертации опыта. Частенько удавалось найти кафешку на берегу и полчаса времени, где можно было заняться этим в приятной обстановке.

Хотя, надо признать, кофе в Турции посредственный, это если дипломатичненько. Хороших мест за весь трип 2-3, от силы. Это я вам как кофе-гурман говорю. Ну, да ладно. Для ведения дневника важнее место, нежели сам кофе, а вот с местом и атмосферностью тут все в порядке.

950

500

За 15 дней удалось находить почти 500 n.m (неделю на Запад, неделю обратно, на Восток). За это время качество понимания паруса существенно возросло. Все-таки, количество, если прикладывать голову, переходит в качество, никуда не деться.

На фото выше: вахта Назили.

550

Привыкли не только работать с бегучим и стоячим такелажем в болтанку и ветер, но и просто жить на лодке при любых условиях. По крайне мере до 5-6 баллов по шкале Боффорта мы это теперь делаем легко. Это радует. Обычно если ветер сильнее, то никуда идти не надо вовсе, нужно просто тусить в марине)).

600

В какой-то момент освоения любого дела ловишь себя на мысли, что начал подмечать нюансы и детали (до этого было не до того). И вот тут наш кэп был неисчерпаемым источником разных премудростей. Записи разных фишек и читов я буду перечитывать и пересматривать еще не один год своей яхтенной карьеры, уверен.

650

700

Носки кэпа — в цвет бортовых огней, правый — зеленый, левый — красный. Кто яхтсмен, оценит)).

800

Ну и, как вишенка на торте, — участие в небольшой регате. Регата была своя, домашняя, мы просто «мимо проходили». Но, нам не отказали и мы имели счастье попробовать и эту «историю» на себе. Опыт незабываемый.

Условия — близкие к штилевым, так что динамика регаты была как у ленивца в «Зверополисе«, но нам это оказалось на руку. Ведь нам что нужно было? Правильно, время на то, чтобы понять что делать)). В итоге, этот день регаты мы выиграли, причем с хорошим отрывом. Всем нам это дало отличную мотивацию на то, чтобы начать участвовать в регатах. И вечером Валера, как судья и участник регат со стажем, прочитал добрую лекцию про это. Теперь у нас в планах поучаствовать в Мармарисской регате следующей осенью.

450

В целом, удачный опыт и начало Большого пути. И учителя и напарники попались прекрасные. Спасибо миру за подгон. Осталось дело за малым… не останавливаться))

***

Яхтинг как lifestyle и способ путешествия (фоторепорт с нашего bareboat)

***

Текст: Алекс Кузмицкий

Фото: Алекс Кузмицкий, Алена Симонова

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1647461788626149/ Yuliya Shishova

    Алекс, спасибо большое за такое классное описание того, что мы называем яхтенной практики. Очень рады, что вам понравилось. Спасибо за высокую оценку нашей работы. Присоединяйтесь к нам в команду на регату в Мармарисе в 2018, кстати, после будет яхтмастер с заходом на греческие острова))