Фрирайд-школа в Хибинах 2011

Фотодневник Гузеича

Илья Гузеев (Владивосток), самый дальновосточный из всех участников наших школ за три года, сделал невероятный отчет о катании с нами в Хибинах... Оригинал здесь.

Чукча, как известно, не писатель, но немного сниматель. Поэтому я наснимал для вас большой фотоотчет о своей поездке во фрирайд-школу в Кировск. Может это кому-то поможет справиться с сомнениями, нужно ли это вам. Лично у меня такие перед поездкой были, но теперь они исчезли без следа. Каждая копейка и каждая минута потрачены не только с кайфом, но и с пользой. За 10 дней это отличный level up & skills+ в лавинной подготовке, тактике и технике катания (хотя последнему нас не учили).

28.02. Приезд - раскатка - знакомство.

Это была самая длинная дорога к раю. До места дислокации я добирался почти четверо суток: Южно-Сахалинск – Владивосток – Москва – полтора дня поездом до Апатит. Поезд, с 20-минутным опозданием, выгружает нас в еще спящих Апатитах. На перроне нахожу тех троих, которые ехали со мной одном поезде, но почему-то ненашедшихся раньше. А нас находит таксист за 350 руб., едем вчетвером до Кировска. Я по дальневосточной привычке пытаюсь сесть за руль 5-ки, вместо того, чтобы сесть на пассажирское. Приезжаем, заселяемся, пьем чай и в 11 мы уже на горе. Идет снег.

Как это приятно, когда горнолыжка начинается практически прям от окон твоего дома. В Кировске именно так.

Городской склон. Множество параллельных подъемников на северном склоне и один на южном. Как таковых трасс нет. Деревьев нет. Все едут, где хотят и могут. Снег валит. Туман. Видимость метров 20 максимум. Белая мгла. Свет настолько рассеянный, что тени отсутствуют. Все вокруг неопределенно белое, как на ледяном поле, человек полностью дезориентируется. Вы не знаете, передвигаетесь вы или все еще стоите на месте, где верх и где низ. Порой, казалось, что ты сделал на доске круг и вернулся в то же место. Матрица. Здесь это, по-видимому, не редкость. Подъемник часто ломается, практически каждый подъем стоим. Склон не крутой, только в нижней части есть достойные градусы. 4-часовой абонемент 650 руб. На день 800 . Брали на 4 часа - укатались, мочили без перерыва. Потом магазин. Вегетарианский плов без мяса, кальян, танцы с бубнами и Табачниками.

Играет народно-симфонический оркестр под чутким руководством братьев Табачников.

01.03. Первый день программы. Айкуайвенчорр 1075 м.

Айкуайвенчорр. Перед первым внетрассовым спуском. В нашей команде не было ни одного лыжника, одни бокоплавы.

В 6 утра меня, как и ожидалось, уже подняло с постели. Небольшой завтрак и двухчасовая прогулка по городу. Зачет рассвету.

Юкспорр.

Юкспорр и Айкуайвенчорр.

Предполетный инструктаж, раздача лавинного стаффа и в бой. Тестовые заезды на гор.склоне. (Хе-хе, а сегодня в Хибинях начался высокий сезон, ценник на подъемник поднялся на 10-20 рублей за раз). Потом подъем до конца креселки, которую чинили-чинили, но так и не пустили. Фотессесия.

Вудъяврчорр и Кировск с верху канатки на городском склоне.

Мистер оранжевые ботинки - Андрей Галетка, почему-то постоянно носил свою гитару вниз головой.

Погода сегодня фотогеничных снимков дала наделать. Небольшой траверс и первый спуск. Еду первым за Алексом и снимаю народ (больше такого мне сделать не дали). Знакомьтесь:

10.
Алекс Кузмицкий manull , руководитель нашей школы, гид и наставник. Кировск.Последние наставления Алекса перед спуском: не падать, не останавливаться и главное линия должна быть такой, чтоб потом за нее не было стыдно.

11.

Дэн  Мигулин [info]diozavr, Москва

12.
Ваня Худадян [info]van_khu , Москва

13.
«Братья Улыбайте» - Саенко Игорь и Галетка Андрей, Москва.

14.
Костя Бартош [info]rustigillo, Красноярск

15.
 Света Панкова, Питер.

16.
Михаил Кузьмин [info]mkuzmin, Питер

17.
Алена Симонова[info]orange_puzzle, Кировск.

Дальше едем одновременно и тут подстава подстав – нос доски зарывается в пухляке и я через голову падаю на рюкзак. Страшно стало че-та за содержимое, больше я так не падал. Переходим на г.л. «Большой Вудъявр», покупаем по подъему (до середины 80, до верха 160 ). Тут уже строится парк DC Kirovsk Lab, Гыгыг, может под конец пойти поубиваться? Наверху канатки ощутимо дует (-7 плюс ветер 10 м/ с = -17).

18.

Слишком широкие возможности для спуска, бескрайние поля, даже как то не интересно. Ну и плосковато пока. Пока народ спускается, Алекс рассказывает про 2 стиля катания: первый - аккуратный и спокойный спуск, а второй стиль он охарактеризовал как «жечь и пороться». Это «жечь и пороться» стало нашим девизом на ближайшие 10 дней.

19.

20.

21.

Потом еще был подъем к «Латвии» и спуск оттуда в городской парк, а по пути мы шли и рисовали для Аленки мультики на снегу. Под конец первый раз понюхали, что такое бибер, попробовали искать.

22.

23.

24.

02.03. Ох уж эта инверсия... Айкуайвенчорр. Городская седловина.

25.

На утро, оказалось, что я не так уж и свеж как думалось вечером. При подъеме это подтвердилось. Ноги чугунные, еле подымаются. Погода опять «фотографируй-не хочу». Сегодня еще и внизу фотогеничный инверсионный туман. А еще эти мои эксперименты с одеждой - запарилсо. По гребню валим на вершину. Красотища, все фотают без остановки.26.

Собака-улыбака, встречала нас каждое утро у подъемника «городского склона», был там еще один забавный пес, но о нем позже27.
28.

29.
г.л. «Большой Вудъявр»

30.

31.

32.
 Нашу компанию можно смело записывать в фотодрочеры практически целиком - 7 зеркалок, в следующей смене ни одной не было.

33.

От вершины, до места старта снимаем стружку со скользяка. Это вообще отличительная черта Хибинского фрирайда – кучерявая доска. Первый день еще как-то стремно ездить было, жалко новую доску, а потом даже внимания не обращал. </span>

34.
Алекс решил шурфануть перед спуском, но там железобетонно.

Ну и сам кулуар – для начала я бы даже сказал крутовато. Съехавший первым Алекс осаживает нас, и народ начинает притормаживать, перестраховываться, от этого и спуски некрасивые, и падений  больше. Нижняя часть ваще кайфовая и я рисую свою линию в стороне от всех.

35.

36.
 Игорян, пожалуй, лучше всех нас катал. Хочется со своим же утверждением поспорить, но, боюсь, расклад все равно не в мою пользу бы получился. Мозг у него всяко лучше отключается, когда надо.

37.
 Андрюха вдарил по тормозам...

38.

- а кто это едет?

- джереми джонс.Потом мы тренировались искать биперы в псевдолавине. Вроде ничего. Нашли все. Bечером к нам приехал еще один паренек из Мурманска.03.03. Городской парк.

Сегодня по плану поиск биперов в лавине. Вместо лавины, заснеженные поляны городского парка. Ну а с утра мы решили прогуляться в промзону. Индустриальный пейзаж по колено в снегу не впечатлил, еще и снег начался не хилый. Лучше бы кататься пошли.

39.
Лучшее фото с промзоны. Ну этот москаль точно не такой.Собственно сама копалка. Снега много, до не приличного много в некоторых местах. 4 захода (8 целей: одна, две легких, две сложных (рядом, в 3-4 метрах друг от друга) и три: две сложных и легкая ). Костя позволил мне спасти 7 человек из 8. Ну и натропили народу троп, те потом побыстрее нас даже бегали.

40.
Поделились на пары по региональному признаку, мы с Костяном образовали восточную диаспору.

41.
Ставлю крест (по пояс в снегу то)

42.
Нащупал, ща достанем «Васю»

43.
Копаем. Правда копалки нам дали игрушечные, особо не развернешся.

Все гуд, все живы, всех спасли. Вечером был видеопросмотр наших копаний с разбором ошибок.

04.03. Жечь и пороться... 25 км, Кукусвумчорр 1143 м.

44.
Кукисвумчорр. Обратка. Переводится с саамского как «горный массив у длинной долины»

Вчера навалило снега и мы поехали на 25 км (Кукисвумчорр) снимать сливки. На Кукис, как и на Айкуайвенчорр, подъемник завозит на самый верх и достаточно траверснуть в любую сторону - перед вами бескрайне-бесконечные возможности для внетрассовых спусков. Однако не стоит забывать о лавиноопасности этих кулуаров, унесших жизни не одного райдера и не только. Вскоре нам в этом предоставился случай убедиться. Я был первым бордером на горе. Пухлого хватило часа на полтора. Каталочка была супер, а падения и того круче, после одного каким-то чудным образом набрал в штаны снега через вентиляцию и оставшийся день проходил с ощущением что писнул от счастья. После раскатки и знакомства с нашим вторым гидом Сергеем, поехали на обратку в кулуар. И без того узкий, внизу он заканчивался вообще щелью, которую некоторые пытались объехать слева. На что Сергей посоветовал объезжать ее справа по полям. Один пацан сказал, другой сделал и спустил лавину, и немного покувыркался в ней, и чуть не засыпал своих 8-ых товарищей. Не доехала метров 10. Вторым пацаном был Я!

45.
 Вид с Кукисвумчорра на одноименный поселок, в.Юкспорр и Кировский рудник.

46.
оз. Малый Вудъявр и в.Тахтарвумчорр в облаках.

47.
оз.Большой Вудъявр и Кировск.

48.
Наш второй гид, супер-лыжник - Сергей Шестихин. Неоднократный призер Открытого кубка Хибин по фрирайду среди экспертов.

49.
 Многие из нас, увидев этот кулуар, мягко сказать испугались, и мысли в голове летали всякие не хорошие. Но никто не съехал, никто даже вслух не сказал, что боится. Игорян стоит настраивается, собирается с духом.

50.

Поехал таки...

51.

52.

53.

Экспириенс тот еще. Настроение после этого сразу как то испортилось, но предстоял еще один заход. Погода к тому времени окончательно испортилась. Видимости никакой, опять белая мгла, а спускаться пришлось по какой-то жести. Мы с Игорем ждали старта, даже не на фирне, гольном льду. Ехали без маски, чтоб хоть как то разглядеть складки рельефа. Ниже середины появился и пухлячок, но воспоминания о недавно спущенной лавине уже не давали мне расслабиться. Выбирались с «обратки» на снегоходах (300 руб. с носа). Устали сегодня вусмерть.

54.

Вечером выкатил народу литр вискаря за спущенную лавину.

05.03. Повторение – мать учения.</div>

Обратка Кукисвумчорра. Слева на право: средний цирк - где проходит финал Open Cup, южный полуфинальный цирк и наш кулуар, где я вчера спустил лавинку.Погода опять не фонтан, опять 25 км. Даже не стали раскатываться, сели в баре и смотрели мультики про Машу и Медведя, ждали, когда включат верхний подъемник. Включили. Пока подымались, стало понятно, что нас ждет повторение вчерашнего - молоко, ветер. Ветер был хорош, пытался доску вырвать из рук, выдувал сопли и размазывал их по щекам. Когда дошли до места спуска, пошел снег, началась метель, видимость отключили вообще, перегиб искал на ощупь. Один за другим народ исчезал из видимости, а Алекс отвечал по рации лишь шипением. Моя очередь. А тут не то, что Алекса внизу не видно, Серега то еле различим, хотя он рядом, всего метров 10. А потом наступил один из тех моментов по-настоящему мертвой тишины, когда слышно, как вертится у тебя под ногами планета, а ты стоишь, и у тебя постепенно начинает кружиться голова. Погода немного остановилась, утихла, дала небольшое окно видимости, дала насладиться спуском, а не бороться за выживание. Очень спокойный спуск, никаких эмоций на старте, они пришли позже, когда снег стал чуть мягче, и катить стало приятнее.

06.03. Айкуайвенчорр. «Городская щель».

55.

Щель по тому и городская, что спускаешься по ней прямо в город.

Так или иначе, снег идет 4-ый день подряд, но не скажу, что на горе его много. Его оттуда сдувают бешеные северные ветра. Даже на горнолыжках есть вероятность поймать камень... да собственно это даже не вероятность, они тут торчат везде. Которые видно, еще ничего, можно объехать, а те, что не видно, в лучшем случае, снимают со скользяка стружку и оставляют шрамы, в худшем - могут оставить шрамы уже на тебе. Программа абсолютно расстроилась, теперь куда пойдем или поедем каждое утро загадка. Вот и сегодня неожиданным местом для спуска стала «Городская щель» - крутой до 50 градусов и узкий кулуар со скальной пробкой посередине. Ну, очень красивый.

56.

Серега жжет, мы все больше поролись.

57.

Потом были занятия по шурфовке и тестам снега на лавинную устойчивость. В ходе которых мы удивлялись, почему таки не спустили хотя бы верхний слой свежего снега. В этих погодных условиях Вудъявр и Юкспорр становятся какими-то недосягаемыми вершинами, восхождение на них все откладывается и откладывается.

58.
Экспресс-тест от Алекса.

59.
 и не совсем экспресс от Сергея.

60.
Мы очень любили копать, копали при любой возможности, копали быстро, глубоко и качественно

61.
Но в этот раз дали слабину. 19 минут. «Вася» помер.

07.03. Юкспорр (1037 м). Домашний кулуар.

Если с утра не идет снег, а в восемь часов даже видно синее небо, не обманывайтесь, это ничего не значит, уже в 11 часов вам всыпет по полной. Юкспорр, другого быть не может. Отступать уже некуда. Более двух часов тропежки, ветер, снег и уже привычное отсутствие видимости.

63.
Тоннель под Юкспорром построен, чтобы сократить путь ж.д. составов с Кировского рудника, частенько обстреливаемый лавинами с Юкспорра.

64.

65.

С гребня так вообще сдувает, к кресту не пошли, сваливаем в «домашний кулуар». О-оо-ооо-оо, наконец-то, пять дней снегопада даром не прошли, первый раз мы выхватили тут столько снега. Метров 10 уже привычной жести и пол метра снега. Целых полметра кайфа. Так много снега я тут еще не видел. Серфинг да и только, я еще и вторым за Алексом ехал, что ваще крайне редко бывает, обычно замыкающим. Как мы тут не спустили ничего? Очень странно. Володя-газель, ну очень не пунктуальное таксо, постоянно заставлял себя ждать, но сегодня не заставил.

08.03. Айкуайвенчорр. Городская щель. День отдыха, 8 марта и все такое. Свободная программа катания. Пока собирались-выходили, небо привычно затянуло, немного покатались на Южном. И поехали в городскую щель. Шурфанули, Костян выдал: «вот это доска» и поехали. Очень стремительный спуск, че-то так разогнался, что на передний кант так и не смог перейти, а с заднего убрался. Но до этого было очень, очень. Решили повторить, пацаны пошли наверх, а я до середины, снимать их. Дропы, падения, все красиво и эффектно.66.
Крепкие парни...67.
Игорян dropping...68.

69.

Вечерком парни ходили поздравлять с 8-ым марта тетю, живущую под ними, которой 8 дней мешали жить. Потом немного поздравились сами и решили перед клубешником посмотреть «4 льва» - абсурд-комедию про пакистанских псевдотеррориистов в Лондоне. После этого наш лексикон пополнился двумя фразами: «Машшала, брат» и «зеленые шишечки», и если с «машшалой» еще как-то разобрались, то с шишечками худо дело.

09.03. Б-И-Г В-У-Д. Вудъяврчорр (1067.9 м)

71.

Ранний выход. Всего на час раньше. Переходим озеро Бол.Вудъявр по щиколотку в воде. Посему-то вода которую сбрасывает в озеро ТЭЦ находится под снегом, но надо льдом.

72.

Подъем начинаю замыкающим, че-то лень тропить. Ветер раздувает небольшое окно синего неба над 25 км. И все тут же реагируют и начинают снимать. Чем выше, тем больше голубого и синего, но сильнее ветер, хорошо будет в спину дуть, когда поедем. Снимаю пару панорам 25-23 -Кировск-Титан. Кукисвумчорр-Юкспорр-Айкуайвенчорр. Под большим камнем прячемся от ветра, делаем по шурфу, должно удержать и уходим на перевал.

73.
Это был самый долгий и утомительный подъем...

74.

75.
23 км и Рассвумчоррский рудник.

76.

Выше перевала вид конечно ого-го, но и ветер ого-го, фирн так вылизан, что ступени не рубятся.

77.
Айкуайвенчорр и Кировск.

78.
 А вот по такой жести приходилось не только ходить, но и катать...

79.

На фоне 25 км и Кировский рудник.

80.

Возвращение домой.Пока возвращались в голову лезли всякие мысли,  ведь это был последний день программы, на завтра была запланирована ересь в виде «нового склона» и разъезд большинства участников. В этот момент я решил задержаться еще на 4 дня, лучше тут, чем в дефолт-сити.10.03. Большой Вудъявр. Новый склон.

Кто нас клюнул туда поехать, лучше бы в щель еще раз пошли. Ойй, после почти 50градусных кулуаров, 15, градусные поля совершенно не торкают. Москвичи превратились в лыжоидов, а мне че-то как-то совсем грустно стало в этом молоке кататься и сделав 2 спуска, ушел в кафе поглощать глинт.

Через пол литра глинт кончился, мои подъемы никому не приглянулись, пришлось самому выкатывать. Ну хоть магнатрекшн понюхал.

Володя - по-любому газель.

Вечером вино, пиво, пово, вино, шампанское. У Вани д.р., ну и народ разъезжается. Игорек уехал без камеры, возвращались. Ваня забыл очки, а Дэн карточку от фотоаппарата. Народ потом надо мной смеялся, мол, ты тока ничего не забывай, а то тебе во Владивосток это никто не повезет.  Фото нету...хотя...81.
Вечерний Кировск из окна квартиры Алекса и Аленки.

81.Алекс не может скрыть слез расставания, Аленка тоже грустит и даже Игорян не улыбается.

11.03. 4х4.

82.
Обратка Кукисвумчорра.

С утра болела голова, переехал на 5 этаж. Начала приезжать новая смена. А остатки старой с Аленкой и Алексом поехали на 25 км. Сделал 16 спусков, 4 серии по 4 (на моей карте было 4, Миха дал свою с 4-мя, мужик подарил 4 и еще купил 4). Отлично отжег. Фотоаппарат даже не брал. Новая смена нашей в подметки не годится. Тишина и покой. Вечером проводили «жестких» и Дэна.

12.03. Опять 25.

83.

Честно? Думал, буду сидеть дома, одни напишу пару постов. Алекс чуть ли не силой выгнал на 25 катать. Это было какое-то безумство, снега было меньше чем вчера, купил 4 часа и понеслось: первый час вообще один катал, только нижнюю часть, наверх в белую мглу не совался. Как-то подъехал подъемщик, спросил, поеду ли я наверх, я сказал, что нет, и он выключил верх. Через час начали подтягиваться люди, а я продолжал накручивать круги, тратя на подъем и спуск 4-7 минут, если 7 еще норм, то 4 было явно мало для турникета, приходилось минуту-другую ждать. Приехал Серега, и мы часок покатали вместе. В кафе народ устроил обзор нового лавинного снаряжения, новые биперы, какие-то хитрые щупы, подающие звуковой сигнал при обнаружении бипера в радиусе полуметра. А потом что-то случилось с тем самым турникетом - время остановилось, и вместо 4 часов, я откатал все 6, наверна. Напоследок прыгнул с трамплина и докатился до автобусной остановки прямо по дороге и обратно уехал на автобусе, а не таксо.

13.03. Напоследок.

Сколько? Сколько дней не было солнца, а были снега, метели, туманы, ветра. Я дождался таки солнца, тепла, синего неба, сверкающего снега и длинных теней. Сегодня мы идем на Айкуайвенчорр, уже известным мне маршрутом, чтобы спуститься с «городской седловины».

84.

Десять дней мне пришлось ждать, чтобы сделать этот кадр.

85.

Лыжникам, конечно, идти вверх особенно тоскливо в их ботинках. Но чего я не ожидал, так того, что и вниз им будет не особо комфортно.86.
87.

А это еще один известный на весь Кировск четвероногий друг. Прославился он тем что был замечен на двух разных горнолыжках, бегающим за отпущенными швабрами подъемника. С нами поднялся до конца креселки.88.
89.

Мы с Алексом плелись в конце, нещадно изничтожая свободное место на картах памяти наших фотоаппаратов.90.

В этот раз шли очень долго, что с такой погодой не удивительно.Потом был спуск по разбитому кулуару (для меня), т.к. я был выпускающим и ехал последним, по этой же причине нет ни одной фотографии спуска. А дальше мы поехали на южном подъемнике, сначала я не догонял зачем, но потом оказалось, что Алекс решил мне сделать подарок перед отъездом - прощальный спуск по «Городской щели». Группа спустилась немного в стороне, а я оставил красивейший росчерк на белоснежном холсте Айкуайвенчорра.91.
За сим разрешите откланяться. Это было очень крутое путешествие, спасибо всем кто его сделал таким, всем ребятам из нашей несомненно самой лучшей смены, Сереге Шестихину и двум прекраснейшим человечкам, которые сделали все это возможным: Алексу manull и Аленке [info]orange_puzzleРебята мы с вами еще обязательно катнем.

92.

93.

94.

А перед отъездом еще и закат включили, жаль не удалось снять Северное сияние, говорят, было 8 марта.