Этот курс стоит особняком от всех остальных. На него приезжают те, кто перерос формат просто «походить и покататься», кому интересно прокладывать бодрые линии в Больших горах. Для этого уже часто нужны альпинистские навыки. Вот этим мы и занимаемся. Причем, в приложении к катанию, а не оторвано, наподобие «сферического корня в вакууме».
Заодно это повод для нас и для ребят побывать в одном из наших любимых районов - в Туюксу (Заилийский Алатау). Сочетание регулярных майских снегопадов, высот «4000+», множества альп- и фрирайд-маршрутов, бодрого рельефа, а также шаговой доступности от Алма-Аты, делают его одним из лучших районов на территории бывшего СССР для закрытия катального сезона.
За полдня съездить в Туюксу, сходить на один из пиков-четырехтысячников (Молодежный, Туюксу), проехать отменную линию по свежему павдеру и вернуться, - реальность жизни местных фрирайдеров. Счастливчики.
На фото: заброска вещей по грунтовой дороге вверх по Малоалмаатинскому ущелью (на сколько позволит снег). В прошлом году машина могла доехать прямо до Т1 (3450), нынче же только до 3050. Год многоснежный.
...
В мировых гляциологических исследованиях главный ледник района, ледник Туюксу Центральный, один из реперных. Изучают его вот уже 50 с лишним лет. Подобных ледников, с такой историей наблюдения, не так уж и много (ледник Джанкуат в ущелье Адылсу в Приэльбрусье - из их же числа).
Туюксу - один из 37 мировых ледников-индикаторов климатических колебаний. А в Мировой службе мониторинга ледников (WGMS) он признан ключевым ледником Тянь-Шаня.
Катание в этом году - бомба. В том числе и на Туюксу (на фото). Причем, катать можно то, что в обычные годы стремно из-за трещин. Засыпано, рельеф сглажен, толщина снега велика. В общем, отлично.
Первые дни курса - изучение различных базовых тем, необходимых нам в дальнейшем, для реализации катальных планов в районе (все «прикручено» к практике).
В основном проходим технические навыки работы на снегу (анкера-станции, попеременная страховка, движение в связках по леднику, ПСР-ы и др.).
Отработку технических приемов проводим прямо по ходу скитурных маршрутов на ближайшие простые перевалы и вершины, чтобы совмещать приятное с полезным. Ну, а во второй половине дня, а также в дни непогоды - занятия в помещении.
На фото: создание «снежного столбика». Может понадобится при дюльферах на снегу и не только.
Базовые навыки освоены, можно и в бой, на интересные маршруты. Если конечно позволяет погода и состояние команды (многих в первые дни рубит «горняшка», высота все-таки дает о себе знать).
Легендарный трактор «Беларусь» на леднике Туюксу (когда-то здесь был бугель, ровно как и на склонах Молодежки). В прошлом году, в это же время, он был виден целиком. Хорошая визуализация того, что этот год в районе многоснежный.
...
...
...
Восхождение на перевал с запада от Игл Туюксу с последующим спуском. Ориентировочно - 2Б альп (в нынешних условиях).
...
На склонах пика Молодежный (на одноименном леднике). Идем на перевал Молодежный, это самый посещаемый фрирайд-спот в долине. Но от этого он не менее «вкусный» и интересный. Позволит погода и до вершины махнем.
Уже поздно, солнце начинает слишком «отпускать» снег, поэтому спускаться решаем с перевала, а не идти дальше. Верно принятое решение дарит нам волшебный спуск по снегу отменной кондиции.
На фото: Аня Ханкевич строго наблюдает за плохишами, которые ехали недостаточно флюидно и спустили небольшие лавинки.
На траверсе туюксинской Подковы. Тяжело (высота 4000+), жарко, но цель уже близка...
На фото: Дима Михайлов (aka Пузан).
Впечатляющая панорама гор со склонов пика Погребецкого. Справа - п. Молодая Гвардия (4394) и п.Советских альпинистов (4379).
...
Партизан и Иглы Туюксу в необычном ракурсе.
На фоне стены пика Погребецкого. Идем туда, чтобы катнуть главную линию этих 10-ти дней.
...
Прямо с вершины, объезжая разломы и трещины. Некоторые из них размером с многоэтажный дом. Гора только кажется небольшой, это иллюзия. Перепад стены - полкилометра (4200-3700).
Если приглядеться, видны линии следов. С точки зрения техники катания спуск не очень сложен (на общем фоне бодрых линий района). Главная сложность - грамотный выбор пути спуска, чтобы не попасть на сбросы и трещины.
Спуск с Погребецкого определенно - лучший и запомниться всем участникам восхождения. Уже только ради него одного стоило приехать в Туюксу. И это касается не только ребят. Про себя могу сказать тоже самое.
После насыщенного «рабочего» дня. Отдыхаем не только мы, но и наши снаряды. 11:00-12:00 дня, а как будто целая жизнь пронеслась. Впереди отдых, разговоры, чтение книг, кофе-пати и многое другое.
Несколько дней отдыха и мы продолжим. Нас ждут еще 2 недели катания в районе.
Один из проектов - центральный кулуар Игл Туюксу. Еще не катанный. Ждем Аню Ханкевич, она как раз на днях должна подъехать, чтобы реализовать.
Но есть и множество других интересных линий. Ребята на программу «Линии Туюксу» уже приехали и начали акклиматизацию. Завтра начинаем)).
...
...
А вы говорите, «лето, лето»)).
Текст: Алекс Кузмицкий
Фото: Алекс Кузмицкий, Алена Симонова
* * *
Заброска на Т1 / разминка на Орджо Западный
Level UP: Альпинизм для фрирайдеров (отчет участника альпкурса-2014)