Как же хорошо фрирайдеру в Киргизии: много снега, бесконечные просторы, удобная логистика и красивые горы вокруг. Не катать - грех. Поэтому, дабы не впадать в грех, ходим и катаемся каждый божий день.
![020](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/020.jpg)
![025](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/025.jpg)
Горы Восточного Прииссыккулья, как нельзя лучше подходят для бэккантри и фрирайда. Вдоль двух десятков ущелий, отходящих от хребта Терскей Ала-Тоо («Темная сторона»), на север идет автомобильная дорога, по которой можно быстро подъехать к любому из них. А в некоторые них можно подняться по локальным дорогам еще выше.
Так что, если есть своя машина заброски и выброски, перед райдерами открываются поистине огромные возможности. Нужны многие недели, чтобы исследовать хотя бы основные варианты (собственно, поэтому, мы поехали сюда на 1.5 месяца).
![030](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/030.jpg)
Но, все это великолепие можно ходить и катать в удовольствие только имея ски-тур / сплитборд, или, хотя бы, снегоступы. И хорошую компанию. Расстояния приличные, лавинная обстановка, порой, тоже требует осторожности.
![040](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/040.jpg)
И, конечно же, это формат полноценного бэккантри, где "Чтобы хорошо покатать, нужно хорошо походить". По быстрому, «с канатки» тут не получится.
![060](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/060.jpg)
Одна из особенностей Тянь-Шаня - длинные подходы. Пологие, красивые, но протяженные... К ним нужно привыкнуть. Два-три часа плавного набора, чтобы только-только увидеть объект (гору, склон) интереса. По-началу тяжко. Но, постепенно, народ втягивается и начинают получать удовольствие.
![070](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/070.jpg)
От самого процесса, безотносительно цели...
![080](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/080.jpg)
Стартовая высота, куда обычно забрасывают на машине - 1900-2000 м. (иногда до 2600 и более, но это редкость). Высота же Иссыкульской котловины, где находится город Каракол, порядка 1700-1800 м.
![090](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/090.jpg)
Ну и дальше, только вверх, до 3000-3500 (куда дойдешь). Ввиду плавных линий подъема и общего удобства рельефа для ски-тура, набрать километр с небольшим, не составляет труда.
![110](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/110.jpg)
Да еще с такими видами...
![120](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/120.jpg)
Погода зимой удивительно стабильна (спасибо Антициклону), почти каждый день - ясно и солнечно. Температура -5-12, слабый ветер или вовсе штиль. И эта погодная «матрица» повторяется изо дня в день. Очень удобно.
![125](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/125.jpg)
Никаких тебе циклонических радостей в виде длительных периодов непогоды, резкой смены условий, снежных зарядов и т.п. (все это есть, как и в любых горах, но мягче и меньше, чем на том же Кавказе или Кольском).
![126](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/126.jpg)
...
![127](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/127.jpg)
Уже традиционно, Новый Год, с нами отмечает Сергей Веденин с женой Любой. Сергей - главный методист-преподаватель Центральной Школы Инструкторов (ЦШИ) и сбора «Спасение в горах» («Жетон»). Крайне интересный рассказчик и талантливый преподаватель.
По моей просьбе Сергей провел несколько лекций и рассказов по теме ски-тура, действий в случае НС, по лавинному снаряжению и др. Мы с ним чередовали «вечера». То я что-то провожу, то он. В итоге, не только хорошо покатали, но еще и большой блок полезных занятий провели, в том числе и практических.
![DCIM100GOPRO](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/130.jpg)
Обычно Левел 2 у нас проходит без такого массированного количества занятий (эта программа больше катальная, нежели учебная), но тут все получилось очень «в тему». Присутствие Веденина стоило использовать по-максимуму)).
![150](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/150.jpg)
Прошлый раз мы отлично провели новогодние праздники в Гудаури, заваливаемые мощнейшими снегопадами, на этот раз даже не нужно никаких снегопадов, и так снега хватает. Основные катальные склоны - подветренные С-СВ, а там powder, особенно в начале зимы, сохраняется отменно значительное время.
![180](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/180.jpg)
Впервые у нас на катании количество ски-туристов превысило число участников на снегоступах («И последние станут первыми»).
Теперь друзьям-снегоступщикам приходится осваивать новые для них вещи, такие как кик-терн и A-V-поворот)). По крайне мере там, где нет смысла делать свою отдельную тропу и приходится идти по ски-турной.
![190](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/190.jpg)
Лавинная ситуация за последние три недели понемногу стабилизировалась. Активных самосходов лавин и общей тотальной нестабильности уже нет, но все равно, не расслабляемся. Слабый слой по верху глубинной изморози как был, так и остается (и еще, ой, как долго будет). Поэтому, крутые склоны и спуски приходится обходить стороной, поскольку там не понятно, то ли ты поедешь, то ли тебя «повезут»)).
![210](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/210.jpg)
Ежедневные шурф-тесты, стали нормой и привычкой.
![240](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/240.jpg)
...
![250](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/250.jpg)
Но, мы приехали кататься, а не сидеть дома, так что, ищем относительно безопасные линии подъема и спуска. Пока это нам отлично удается!
![295](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/295.jpg)
...
![300](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/300.jpg)
...
![320](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/320.jpg)
И наградой нам - не только красивейшие подъемы, но и не менее красивые линии спусков, по классной пухле, отменной кондиции. Иногда снега даже слишком много (0.5-0.7 метра пухли).
![325](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/325.jpg)
...
![350](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/350.jpg)
А внизу, на выкате, после очередного 4-7 километрового спуска (средняя длина трека на спуск), нас ждет с машинами радушный Эмиль, хозяин нашего гостевого дома. Сам он влюблен в лыжи, ходит бэккантри, катает фрирайд и даже летает на параплане, в общем, наш человек. Чаяния экстрим-братии ему близки и с ним можно говорить на одном языке (Эмиль, спасибо огромное, за все!).
![360](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/360.jpg)
...
![400](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/400.jpg)
По вечерам сидим с ним, обсуждаем куда бы поехать на следующий день, перебираем варианты... И, с утреца, едем. В этом отношении Эмиль человек дела, сказал - сделал. С ним работать очень здорово.
В парапланеризме, на маршрутных полетах, есть такой термин «команда подбора». Хорошая команда подбора - это 20-40% успеха дела. Если уверен что тебя вывезут из самой-самой дыры и ты не останешься там, даже если это в центре пустыни, то и летишь более уверенно. Здесь, в Терскей Ала-Тоо, наша команда подбора это Эмиль)).
![405](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/405.jpg)
...
![420](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/420.jpg)
В относительно сложные места (Тургень, верховья Джеты Огуз, Алтын-Арашан) ездим предварительно собрав информацию о состоянии дороги на данный момент, и, обязательно, двумя машинами, так как может понадобиться помощь. Мало ли, дорогу завалило лавиной, заблокировало машину, забуксовал и т.п.
![430](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/430.jpg)
Одно из самых красивых мест куда мы ездили, был перевал Чон-Ашу (3850 м.) в долине Тургень. Но, из-за сильных ветров, оно же, сейчас и самое бесснежное.
![435](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/435.jpg)
...
![436](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/436.jpg)
Но, раз день настал, - мы грузимся и едем. Чтобы встретить первые лучи солнца уже на подъеме вверх.
![437](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/437.jpg)
Даже новогодняя ночь не была исключением, рассвет встречали на вершине горы)).
![438](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/438.jpg)
...
![440](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/440.jpg)
...
![450](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/450.jpg)
...
![500](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/500.jpg)
...
![550](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/550.jpg)
И это счастье... быть в кругу таких же «ударенных» на голову, влюбленных в снег и горы, людей. И катать с ними эти чудесные линии.
![600](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/600.jpg)
...
![650](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/650.jpg)
Именно в такие минуты и понимаешь, что ради этого и стоит жить. Без преувеличения.
![700](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/700.jpg)
...
![770](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/770.jpg)
...
![800](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/800.jpg)
Недаром, половина людей из группы, 4 из 8 человек, остались еще на пару недель, чтобы продолжить ходить и кататься.
![880](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/880.jpg)
Ведь столько еще осталось долин и ущелий, которые мы так и не исследовали.
![900](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/900.jpg)
...
![990](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2014/01/990.jpg)
Так что, продолжаем фрирайдить! Почти в том же составе, только еще «глубже, дальше, выше». Теперь уже в рамках Lines, учебной программы экспертного уровня.
P.S. Для раздела «Фрирайд-районы» скоро сделаем обзор фрирайд-возможностей окрестностей Каракола, где подробно опишем - куда-чего-как.
Автор: Алекс Кузмицкий
Эх, ребятушки…. белой завистью завидую
со снежком не фонтан однако..
Да нет, со снегом вполне, просто надо катать интеллектуально – в тех местах, где с ним все хорошо. Мы уже такие места разведали и раскатываем. На части спусков снега даже больше, чем хотелось бы))) Так что, в целом, смотрим репорты из Грузии, Красной поляны и иже с ними и радуемся, что мы здесь.
Да, к Караколе снега нет … однозначно
вот фонтан со снегом:)