Фрирайд-путеводитель по Караколу

Терскей Ала-Тоо, Тянь-Шань, Киргизия

С точки зрения фрирайда, Киргизия известна не только своим вертолетным катанием и сноукэтскиингом, но также добротным и очень разнообразным бэккантри. Любого уровня сложности и степени погружения. И ничего странного в этом нет, ведь почти вся территория страны - горы, а треть ее площади находится на высотах 3000-4000 метров. К тому же, именно в Киргизии находится самый северный в мире семитысячник - пик Победы (7439), китайцы его называют Томур. А также красивейшая вершина - Хан Тенгри.

В небольшой, в общем-то, стране, площадью чуть менее 200 тыс. квадратных километров, находятся сразу 2 горных системы: Тянь-шань и Памиро-Алай. То есть, есть где покатать, мягко говоря.

Только основных районов катания в Киргизии, больше десятка. Но, одним из ключевых, и по праву, считается тянь-шаньский хребет Терскей Ала-Тоо, его северные склоны, обращенные к Иссык-Кулю, поблизости от Каракола. Сочетание больших высот (в районе несколько пятытысячников), близость теплого Иссык-Куля, достаточно большое количество осадков и доступная логистика, дают возможность ходить тут ски-тур и катать фрирайд с октября-ноября по апрель.

main map

Описание мест катания смотрите в разделе Описание мест катания в Терскее.


ОСОБЕННОСТИ РАЙОНА

Хребет Терскей Ала-Тоо охватывает Иссыккульскую котловину с юга. Интересующая нас восточная часть хребта загибается немного к северу, поэтому, почти все боковые ущелья, отходящие от главного хребта, ориентированы на северо-северо-запад. Средняя длина ущелий, от цирков у главного хребта до выхода на равнину - 20-25 километров.

Высота котловины - 1600-1750 метров, при этом средняя высота главного хребта (Терскей) - 4400-4500 м. Самые интересные зоны катания находятся где-то посередине, в поясе высот между 2500 и 3700. Они-то как раз и доступны в рамках однодневных ски-тур выходов.

Справедливости ради стоит отметить, что подходы в районе не короткие, что в целом характерно для Тянь-Шаня. Чтобы добраться до начала интересных спусков, нужно набрать 750-1500 метров от точки заброски (стартовая высота - 1900-2600), потратив на это в среднем 3.5-5 часов (4-10 км). Но, набор высоты повсеместно очень равномерный, благодаря плавным формам рельефа. Обратно проходить ногами все эти километры не нужно, в большинстве случаев, можно выкатить вниз, к точке заброски.

Погода

Зимний сезон проходит под знаком солнечной, ясной и слегка морозной погоды. Спасибо Сибирскому антициклону. Число часов солнечного сияния на Иссык-Куле - 2700 часов в год. Это больше чем на Черном Море.

Но, в отличие от Сибири, зима здесь теплая и приятная, благодаря барьерному эффекту гор, загораживающих равнину от прихода холодных воздушных масс, а также благодаря отепляющему действию Иссык-Куля. Средняя температура самого холодного месяца, января, в Караколе -6-7 градусов. На высотах. где мы катаемся, конечно же, холоднее, но все равно, эти температуры остаются в рамках комфортных. Тем более, учитывая, что в зимний период  здесь почти безветренно.

Зимой метеоветров, на интересующих нас высотах, почти нет, поэтому, основными являются локальные горно-долинные ветра, со средней скоростью - 1-3 м/с.  Они почти не ощущаются физически. Исключение - северные склоны протяженных отрогов, на них всю ночь и до позднего утра дуют пронизивающие горные ветра, довольно неприятные. Но и здесь, как только вершины прогреваются, наступает долгожданное затишье.

Это не относится к моментам прохождения фронтов и циклонической деятельности. В эти периоды ветер усиливается и, соответственно, усиливается ветровой перенос, который в обычное время почти не играет никакой роли.

Ситуация со снегом

В целом, района Терскей Ала-Тоо не относится к многоснежным. Основные осадки выпадают в районе, к сожалению, летом (май- сентябрь), зимой их довольно умеренное количество. Циклоны доходят сюда нечасто, увы. Среднемесячно выпадает примерно по 10-20 мм в водном эквиваленте, что, теоретически, дает за недолгую зиму толщину снежного покрова порядка 1.2-1.5 метра. Практически же, все сильно зависит от экспозиции конкретного склона.  Основной перенос здесь, как и на большей части Европы, западный. Все основные влагонесущие массы приходят с запада. Соответственно, на наветренных западных склонах снега мало, а на подветренных, северо-восточных и восточных - все хорошо.

Так что, в начале зимы (ноябрь-декабрь) - снег есть, по большей части, на подветренных экспозициях. Но, чем ближе к весне, тем больше снега в общем, и, тем шире выбор экспозиций, которые можно катать.

Лавинная обстановка

Как и в любых больших горах, здесь нужно держать ухо востро и постоянно мониторить изменяющиеся условия. На интересующих нас высотах и экспозициях лавиннопасность сохраняется на довольно высоком уровне в течение всего зимнего сезона. Поэтому, в пиковые моменты, приходится корректировать свои маршруты и линии спусков и избегать уклонов больше 30 градусов.

Стандартные лавинные факторы в Терскее (то, что удалось выделить):

1. Осенние лавины по слою глубинной изморози (мало снега, морозно и большой температурный градиент).

2. Долгоживущая глубинная изморозь холодных северных экспозиций (в основном  в декабре-январе).

3. Лавины по слою захороненной поверхностной изморози (особенно, после снегопадов).

4. Лавины рыхлого малосвязанного снега (во время снегопадов).

5. Лавины снегопадов, «с холодного на теплое».

6. Весенний сценарий (ну, тут все обычно).

Список далеко не полный, но, по нашему мнению, отражает общую ситуацию довольно хорошо. Стоит отметить, что глубинная изморозь, а также захороненная поверхностная кристаллическая изморозь, в Караколе - это основные «проблемные» слои.

По счастью, ввиду особенностей местного микроклимата, связанного с влажным и теплым воздухом Иссык-Куля, снег здесь несколько стабильнее, чем в других районах, удаленных от озера. Но, много, «но»... Уповать на это не стоит.

Сезон

Если не говорить про каракольскую горнолыжку (очень бедную в плане фрирайд-возможностей), то катать фрирайд используя ски-тур, в Терскее можно с ноября по апрель.

Но, как и везде в Северном Полушарии, особенно в средних и низких широтах (Кавказ, Иран, Средняя Азия, Гималаи), начало сезона может сильно отличаться год от года. На 100% быть уверенным в мощных ноябрьских снегопадах нельзя)). Поэтому, если и планировать выезд на начало сезона, то, лучше на середину или конец декабря, не раньше. Если же хочется быть совсем уверенным, то предпочтителен, конечно же, февраль-март.

Самое оптимальное время с середины февраля по середину марта. День длинный, погода хорошая, снега много. Но, при этом, больше лавин, связанных с «весенним типом погоды», это стоит учитывать. Даже находясь в высокогорье. Еще один плюс этого периода - солнце уже довольно высоко над горизонтом и начинает освещать некоторые северные экспозиций, которые до этого (декабрь-январь) были круглосуточно в тени.

Снаряжение

Ввиду долгих подходов и достаточно большого количества снега, стоит использовать полный набор ски-тура, или сплитборд с камусами. Со снегоступами на длинных и пологих подходах будет тяжеловато, особенно, если в группе нет ски-туристов, пробивающих тропу.

Из дополнительных элементов снаряжения и экипировки, кроме стандартных, стоит посоветовать иметь GPS c залитыми картами, или, хотя бы, их бумажные аналоги. Ориентирование в районе хоть и не очень сложное, но, частенько, при средней и низкой облачности возникает необходимость в дополнительных инструментах навигации, поскольку привычные ориентиры не видны.

Информацию по заброскам в горы смотрите в разделе Практическая информация.


ОПИСАНИЕ МЕСТ КАТАНИЯ

Район Бозучук, массив Тотугул

Подъем 3.5-5 часов, перепад 1200 м, длина спусков 5-6 км, уровень - средний.

Село Бозучук находится в 30 км к востоку от Каракола и располагается не прямо на трассе, а немного к юго-юго-востоку от нее. Основной объект для восхождений и спусков - массив г.Тотугул (3700 м), точнее, его северный отрог, «плечо» (около 3200 м). Подъемы и спуски осуществляются с западной и северо-западной сторон. Надо сказать, довольно редкая для Терскея возможность покататься на этих экспозициях, причем - хорошо покататься. Вообще, в Бозучуке, при прочих равных, со снегом лучше, нежели в окрестных районах. К тому же, западные склоны освещены до самого вечера, что не может не радовать.

Заброска возможна на 1-1.5 километра выше поселка (1950-2000 м), откуда на верх отрога совершается 5-6-километровый подъем, с набором порядка 1200 метров. Пройдясь по верху, можно подойти к интересующему месту спуска. Основных линий спуска - 5-6, все они проходят по лавинным прочесам. Также можно спускаться и по линии подъема.

Именно на «Бозучуке», от домика лесника, который находится чуть выше поселка, проводят бэккантри на лошадях. Так что, при желании, вместо 2-х часов подъема на ски-туре, до места,  где начинается крутой взлет на отрог, можно устроить себе прогулку на лошадях. Займет это примерно те же 2 часа, сил сильно не сэкономит, но запомнится надолго)). Туры организует Эмиль Ибаков, хозяин гостевого дома «Алаколь».

Жыргалан

Подъем 3-5 часов, перепад 500-1000 м, длина спусков 3-5 км, уровень - легкий и средний.

Проехав порядка 70 километров на восток от Каракола (1.5 часа езды), можно попасть в совершенно отдельный мир - долину Джергалана или Жыргалана (кирг. «Веселая яма»), где находятся разработки каменного угля. Место известно тем, что здесь все время много снега. И вправду, когда бы сюда не приехал, снега здесь больше, нежели во всех окрестных долинах. Только тссссс, никому не слова)))))

Здесь есть несколько отменных вершин для бэккантри. Особенно выделяются две из них: одна, к западу от поселка, и еще одна, к востоку, непосредственно у шахты. Плавные линии подъема, удобный старт от дороги, и, конечно же, большое количество снега в спусковых кулуарах. Все это делает Джергалан одним из самых привлекательных мест в этом регионе (недаром это одно из мест, где в Терскей Ала-Тоо катают хели).  Правда, порой, снега на подъем также много (ветровой перенос слабый и осадконакопление равномерное, везде, даже на подъемных гребнях) и тропежка получается нелегкой. Зато, протропив один раз, можно забежать несколько раз уже «по-быстрому» и совершить еще один или несколько отличных спусков.

Джилису (Светлая поляна)

Описание в разработке.

Джеты-Огуз (Семь Быков)

Подъем 3-4 часа, перепад 800-900 м, длина спусков 3-5 км, уровень - легкий.

IMG_7058

В 15 км западнее Каракола находится поселок Джеты-Огуз («7 Быков»). Для попадания в него нужно свернуть с главной трассы на юг по указателю и проехать еще примерно 3 км. Нам интересен, конечно же, не сам поселок, а уходящее дальше одноименное ущелье. Мимо поселка двигаемся еще 12-15 километров к санаторию «Джеты-Огуз». Сразу за ним долина сужается и превращается в ущелье, дорога становится хуже. Во время снегопадов ее регулярно засыпает лавинами и нужно ждать пока прочистят. Так что, лучше заранее прозвонить в какие-нибудь местные организации и узнать можно ли проехать.

Еще через 3-4 км долина вновь раскрывается, становится широкой. И как раз отсюда начинается несколько ски-тур маршрутов. Самый очевидный и рекомендуемый - строго на запад, мимо домика «Гагарина» и дальше, перейдя через ручей, подняться на отрог мягких очертаний и уже двигаться по нему. До 3000-3200 м, в зависимости от настроя и состояния.

Самый простой и безопасный вариант спуска - по линии подъема. Все прочие варианты требуют просмотра и проверки.

Ирдык
Описание в разработке.

Зиндан-Булак (ущелье Караколки)

Подъем 3-5 часов, перепад 500-1000 м, длина спусков 3-5 км, уровень - легкий и средний.

DCIM100GOPRO

Описание в разработке.

Карабельтек

Подъем 1.5-3 часа, перепад 600-800 м, длина спусков 2-3.5 км, уровень - легкий.

IMG_5738

Все кто был в Караколе, наверняка видели горную гряду пологих очертаний, к югу, юго-востоку от города, буквально в нескольких километрах от него. По пути из Каракола на горнолыжный центр она остается слева по ходу движения. С виду горка ничем не примечательна и кажется, что «фрирайда там нет», но это не так. Возможны спуски как на запад, в сторону дороги (пологие и длинные), так и на север, северо-восток (более крутые и покороче). Последние - особенно хороши.

На наш взгляд, самый лучшая линия спуска - прямо от высшей точки хребта (2606 м). На вершине - большой плоский камень два на два метра, с выбитым на нем крестом. Спуск - на восток, левее основного массива леса, прямо по лотку (вся правая часть лотка засажена лесопосадками), с выкатом к южной окраине поселка Аксу (Теплоключенка), прямо на дорогу. Откуда уже легко уехать обратно, в Каракол.

Основной вариант захода на гребень - с юго-востока, с так называемой Батарейной долины, довольно плоской межгорной равнинки, вдоль которой идет дорога до горнолыжного центра. Можно подняться на ближайшую вершину и пройтись вдоль всего гребня на восток, к его высшей точке. Путь по гребню занимает порядка 2-2.5 часа (5 км). Но, это не самый оптимальный вариант. Лучше пройти непосредственно вдоль гребня по ровной Батарейной долине и подняться на него лишь непосредственно перед главной вершиной, через седло. По расстоянию и по времени это выходит быстрее, хотя и чуть менее видовой маршрут получается.

Алжаныш
Описание в разработке.

Кереге-Таш

Подъем 3.5-4 часа, перепад 800-1000 м, длина спусков 4-5 км, уровень - средний и выше.

IMG_5381 2

В 15 км на восток от Каракола расположен населенный пункт Кереге-Таш. Он находится в основании горной гряды, которая называется в этом месте Keregetash Mountains. Гора изгибается дугой, образуя подобие чаши или полукруга, обращенной к северу. От поселка до гребня - 4-5 км. На джипах можно заброситься на 1-1,5 км выше поселка, тем самым сократив путь подхода.

Стандартный путь подъема начинается от окраин поселка, с 1900-2000 м высоты, и идет вдоль лесовозной дороги на северо-восток, мимо агит-щитов лесхоза, затем поворачивает на северо-запад и ведет на седловину на отроге (2450 м). С седловины - крутой 30-50-минутный подъем на основной гребень, по густому лесу, с набором 200-240 метров. Оттуда уже движение непосредственно по гребню, до точки старта (протяженность пути по гребню -  от сотен метров до нескольких километров, в зависимости от выбранного места спуска). Высота основного гребня - 2800-3000 м.

Все северные склоны покрыты плотным еловым лесом (активно вырубаемым браконьерами) и проезды были бы невозможны, если бы не лавинные прочесы. По ним-то и проходят основные линии спусков. Крутые в верхних частях, линии довольно протяженные (3-5 км) и интересные. Перепад высот на спуск - 900-1100 метров. Выкатить можно ниже точки заброски - до асфальтовой дороги (кладбище на западной стороне поселка, 1800 м над уровнем моря).

Логичный вариант подъема - один (и, кстати, очень безопасный и приятный). А вот спусков - около 10-ка различных линий. Все они похожи. И по сложности (довольно бодрые, местами до 45 градусов, местами залесенные) и по степени лавинной опасности, которая здесь перманентно высокая в течение почти всего сезона. Так что, Кереге-Таш - место сугубо для тех кто «в теме» и понимает, что делает. Начинающим его настоятельно не рекомендуем.

Один из наших треков на Кереге-Таше.

Кайирмаарык
Описание в разработке.

Пионер
Описание в разработке.

Ичке-Джергез

Подъем 4-6 часов, перепад 1100-1500 м, длина спусков 5-7 км, уровень - легкий.

IMG_9763

В 25 км к востоку от Каракола находится поселок Ичке-Джергез (не на трассе, а в паре километров от нее на юго-восток). Он располагается в низовьях одноименной долинки. Вверх по ней, вдоль ручья Ичке-Джергез и проходит основной ски-турный маршрут. Заброска возможна примерно на километр выше поселка (стартовая высота - 1950-2050 м).

Очень плавный и ровный набор высоты по долине в течение 2-х часов, приводит к подножию гребня, ведущего на одну из вершин в хребте (3400 м). Можно подняться по этому гребню до любой высоты, сколько хватит пороху. Никаких сложностей, что на подъем, что на спуск. Спуск - по пути подъема или вдоль него (в верхней части - есть варианты).

Есть и другие линии, но, если хочется спуститься в то же место, куда забрасывались, выкат будет не тривиален, плюс потребуется больше времени на подъем. Так что, если идти в это ущелье, то стоит начинать с «классической» линии, логичной и красивой.

Один из наших треков в Ичке-Джергез.

Ак-Булак

Подъем 4.5-6 часов, перепад 800-1200 м, длина спусков 4-5 км, уровень - средний.

IMG_6779

Проехав еще дальше на северо-восток, мимо Кереге-Таша, Ичке-Джергеза и Бозучука, попадаем в поселок Ак-Булак, где пересекаем реку Тургеньаксу по мосту и дальше поворачиваем на юго-восток, по дороге ведущей в ущелье Тургень. Дорога тянется вдоль ущелья, в сторону перевала Чонашу (3850 м). Однако, нам в этот раз так далеко не надо, сегодня интересен массив при входе в ущелье с западной его стороны. На картах обозначена лишь вершина Коктобе (3215 м), но самый сок - это вершина паре километров на юго-запад от нее - 3408 м.

Точка заброски - мост через р.Тургенаксу, в 7 км от поселка Ак-Булак. Сразу за мостом поворот направо, на грунтовку, взбирающуюся наверх, на плато. Зимой по ней на машине не подняться, так что, отсюда идем уже на ски-туре (старт с 2050 м). Поднявшись на плато, пересекаем снежные поля в юго-западном направлении, подходим к опушке, затем, через лес, по лесовозным дорогам, поднимаемся вверх, на седловину на гребне (2450 м) и по нему подходим под основание горы. Подняться на вершину можно по одному из отрогов, по любому на выбор (основных, ближайших - два). Вообще, подниматься до вершины нет смысла, так как спуск со скальников наверху маловозможен. Так что, лучше зайти до 3100-3200 м и спускаться оттуда, по одному из неярковыраженных лотков. Ориентация склона - северо-восток.

Спуск по нижней части возможен несколькими путями. Единственный, который не рекомендуется, - по ручью Каракурай, разделяющему две вершины. Это самый правый по ходу вариант спуска, из тех что напрашиваются. Съехать то в него не проблема, а вот дальше начнутся приключения («кустинг и елкинг»).

Один из наших треков на ак-Булаке.

Бозучук-Ашу

Подъем 3-5 часов, перепад 500-1000 м, длина спусков 3-5 км, уровень — легкий и средний.

IMG_7293

Описание в разработке.

Перевал Чонашу

Подъем 3-5 часов, перепад 500-1000 м, длина спусков 3-5 км, уровень - легкий и средний.

IMG_0608

Описание спотов Терскей Ала-Тоо находится в процессе доработки.


ГОРНОЛЫЖНАЯ БАЗА КАРАКОЛ

Горнолыжная база «Каракол» (http://www.karakol-ski.kg/) находится примерно в 7 км. от города. Добраться туда можно на городском такси или заказной машине. Время в пути 15-20 минут. Полноприводная машина довезет вас прямо до касс горнолыжки с большей вероятностью, чем обычная легковушка. Ежедневный трансфер на гору стоит порядка 5-6$, если вас хотя бы 3-4 чел.

Сама горнолыжка небольшая, есть четыре кресельных подъемника. Перепад высоты 740 м. К сожалению, канатки старые, и верхняя очередь с пластиковыми сиденьями поднимает на верх примерно 17 минут. Очень неэффективно (накатать с такими скоростями большой объем проблематично) и холодно. Люди на курорте катаются с подпопниками. Скипас по выходным и праздникам стоит 19$ (1100 сомов) в день, во вторник-среду-четверг 11$ (700 сомов). Адекватных «длинных» скипасов нет. Есть «экскурсионный билет», когда за 5$ (250 сомов) можно один раз подняться до верху.

map_Karakol

Если вы нацелены на бэккантри и фрирайд, местную горнолыжку можно использовать лишь для раскатки. А также, после снегопада 1-2 дня можно интересно покататься по лесу вдоль трасс. Больше делать здесь нечего. К сожалению, совсем не много вариантов куда можно уйти с канатки, а те внетрассовые спуски, которые доступны, как правило, короткие и заканчиваются очень неудобным выкатом с пологими участками, который убивает удовольствие от нескольких сделанных по целине дуг.

Ущелья на западную сторону хребта заканчиваются непролазным буреломом, а чтобы нормально засыпало эти наветренные склоны, нужно очень много снега. На востоке же снег, как правило, есть, но короткие спуски и положняки на выкате.  Восточные спуски даже отображены на схеме выше, черными линиями.

От верхней станции канатки (Панорама, 3040 м.) можно сходить до смотровой площадки на высоте 3400 м. Очень видовая прогулка, но варианты спуска оттуда - либо по своим же следам, либо на восток.

DSC_2545_111
Чудесный вид от верхней станции канатки в сторону смотровой на 3400 м. Фото Даши Караваевой.

При желании можно попробовать внетрассовое катание со снегоходными забросками в соседние с горнолыжкой ущелья Каракол и Челпек. Забросками занимаются несколько контор (информацию можно найти в сети). Вот одна из них - Travel Kirgizstan. Однако, если все же, ски-тур в чистом виде вам ближе, чем «механайзд», смотрите раздел Описание мест катания в Терскее.


КАРАКОЛ: ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Для бэккантри и фрирайда в районе наиболее удобная точка входа - город Каракол. Это позволит вам пользоваться всеми благами цивилизации (теплая постель, душ, магазины, кафе, мед. учреждения), при этом основные точки фрирайд-интереса находятся на расстоянии 0,5-1,5 часов езды от города.

Можно поселиться прямо в Караколе и совершать однодневные вылазки в долины и ущелья Терскей Ала-Тоо. Либо из города забрасываться в интересующие точки хребта, ставить палаточный лагерь и оттуда исследовать склоны и вершины, недоступные в рамках однодневного выхода.

Визы и границы

Россиянам для въезда в Киргизию виза не требуется. Въехать можно как по загранпаспорту, так и по внутреннему паспорту гражданина РФ.

Общая характеристика города

Каракол находится в 400 км. от столицы Киргизии - Бишкека, недалеко от побережья озера Иссык-Куль, у подножия хребта Терскей Ала-Тоо. Благодаря природным достопримечательностям - это один из главных центров туристического притяжения в стране. Город основан в 1869 году и за свою примерно полуторовековую историю менял название с Каракола на Пржевальск (в честь русского исследователя и ученого Николая Пржевальского) и обратно.

Сам Каракол с туристической точки зрения представляет интерес скорее, как машина времени, которая переносит в прошлое. Низкоэтажная застройка, ларьки, обменники, рынок, дом культуры, скверы, памятники, общественные катки, колесо обозрения, русская речь повсеместно... На первый взгляд, время, как будто остановилось где-то в начале 90-х. Но внутреннее напряжение накапливается и, по-ощущению, достаточно скоро Каракол может совершить решительный переход на новый виток развития. С одной стороны - это хорошо, но не исключено, что выход на новый уровень повлечет за собой потерю преимущества по ценам. Здесь они, пока что, одни из самых низких на постсоветском пространстве.

IMG_6880

Город невелик - население порядка 70 тыс. жителей, значительный процент  - русские, украинцы, белорусы. Не везде в Киргизии это так, и это еще один фактор, благодаря которому в Караколе чувствуешь себя, как дома. Горожане приветливы и доброжелательны. Жизнь локализуется вокруг главной улицы Токтогула, а также в районе центрального рынка. Всю центральную часть города можно просканировать пешком «от и до» за 30-50 минут. По городу также удобно перемещаться на такси - проезд в любую точку стоит 70 сом (примерно 70 руб.).

Попадание в Каракол

Глобально есть два пути в Каракол - из Бишкека (столицы Киргизии) и из Алма-Аты (столицы Казахстана). Из Москвы и Санкт-Петербурга лучше лететь самолетом (сопоставимо по цене с поездом, но существенно быстрее). Цена авиаперелета из Москвы в Бишкек 12-14 т.р. в обе стороны, в Алма-Ату - 16-17 т.р. Из Сибири добираться в Киргизию более бюджетно и удобно любым способом (самолет, поезд, автобус, машина).

Попадание в Каракол из Бишкека кажется нам более предпочтительным уже только потому, что не нужно пересекать границу между двумя государствами. По времени в пути и цене трансфера выигрывает опять же Бишкек.

Бишкек - Каракол

Прилетая с катальным снаряжением, удобнее всего заранее заказать прямой трансфер из бишкекского аэропорта «Манас» в Каракол. Стоимость машины на 3-7 человек 100-130$. Время в пути - 5-6 часов.

Более бюджетный, но и геморройный вариант - на маршрутке (50 сом, 40 мин) или на такси (300-400 сом, 20 мин) добраться из аэропорта до автовокзала «Западный» в Бишкеке (http://avtovokzal.kg), оттуда на рейсовом автобусе (бывают только ночные) или маршрутке (ходят по мере наполнения, цена примерно 300 сом) добраться до автовокзала в Караколе, и здесь, на городском такси, до места проживания. Общая цена такого трипа на человека - порядка 10-20$ (что оправдывает себя лишь в случае, если вы один, не можете найти попутчиков и у вас не очень большой багаж).

Третий, вполне рабочий, вариант, если не получилось заранее заказать трансфер, попробовать найти попутчиков до Каракола непосредственно в аэропорту.

Алма-Ата - Каракол

Прямой трансфер из международного аэропорта Алма-Аты до Каракола занимает в среднем 6-7 часов. Время в пути сильно зависит от очереди на границе. Стоимость машины на 3-7 мест 150-250$.

Вариант на общественном транспорте с пересадками рекомендовать не хочется, потому что вся эта история может занять 10-12 часов времени, так как автобусы и маршрутки идут через Бишкек.

Проживание

В Караколе можно либо селиться в одном из многочисленных гостевых домов, либо снимать квартиру в частном секторе. Многоквартирных домов в городе мало, поэтому гораздо проще, все же, найти себе гостевой дом по душе (как это сделали мы))). Средняя цена проживания в гостевых домах Каракола 13-18$ с человека в сутки (как правило, с завтраком).

Питание

Самый удобный вариант - кушать там же, где живешь. А в город выбираться лишь изредка, в кафе. Но для этого нужно, чтобы в гостевом доме была такая опция. Так что, рекомендуется выяснить этот вопрос заранее. Еще один вариант - питаться в кафе на центральной улице. Средняя стоимость обеда-ужина 5-10$ на человека. В городе также множество небольших продуктовых магазинов, где можно купить все необходимое для перекусов и чаепитий.

Заброски в горы

Идеально, если машина может забросить как можно глубже в долину. Асфальта там уже нет, а есть снежные накатанные дороги или просто исхоженное коровами и лошадьми поле. С такой задачей справляются только полноприводные машины. Городское такси сможет довезти лишь до ближайшего к точке старта поселка.

Так что, если планируете день за днем исследовать ущелья и долины Терскей Ала-Тоо, лучше всего заранее найти проходимую, полноприводную машину с водителем, который сможет ежедневно забрасывать и встречать вас в оговоренном месте. Координаты таких водителей ищутся через интернет или уже на месте. Нам, опять же, повезло. Хозяин нашего гостевого дома, Эмиль, обеспечил идеальную заброску и выброску для бэккантри выходов по всему району.

630

Стоимость такого трансфера может варьироваться от 6$ до 20$ с человека в обе стороны, в зависимости от удаленности точки старта от города. Приемлемая цена для подобных однодневных выходов. Для сравнения, дневной скипас на каракольской горнолыжке стоит 12-20$ (в зависимости от дня недели).

Деньги

Национальная валюта - Киргизский сом. Курс (на январь 2015): 1 рубль=0,95 сом, 1$=59 сом, 1 евро = 70 сом. В центре Каракола масса обменников, где можно поменять на сомы рубли, доллары и евро. Курс во всех обменниках, как правило, одинаковый. Можно торговаться))) Банкоматов тоже достаточно много, но они не работают с системой MasterCard (вообще!).

Связь-интернет

Для международных звонков на мобильные телефоны Каракола набирается +996 (далее номер абонента). Для внутренних звонков перед номером ставится цифра 0 (ноль). Действует несколько сотовых операторов. Основные - Мегаком (http://megacom.kg/) и Билайн.

Не очень шустрый интернет, скорее всего, будет в вашем гостевом доме, но, если нужна скорость побыстрее, лучше подключить интернет через смартфон. У местных сотовых операторов (например Мегаком) есть тарифы с нормальной скоростью, хотя и дороговато.

Карты района

В Караколе можно купить всего две карты - неплохую километровку по Восточному Прииссыккулью (6$), а также план города Каракол (2$). Продается только в одном месте - в туристическом инфоцентре, базирующемся в здании финансово-экономического колледжа по адресу ул. Абдурахманова, 130 (отдельное заметное крыльцо с буквой «i» на входе). Если хотите более детальной информации, заранее позаботьтесь о покупке бумажных карт и, конечно же, о заливке электронных карт в GPS.

Неплохие карты у Open Street, их можно залить, используя бесплатную программу SAS.Planet, либо купить топографические GPS-карты интересующих районов Киргизии.

Интересные места

Кафе «Каракол»

Очень правильная кофейня, где готовят несколько видов душевного, вкусного кофе с хэндмэйд пирогом. Также хозяева продают домашние настоечки))) Есть полочки с книгами, картами местности и аутентичными сувенирами. Здесь приятно посидеть и пообщаться с друзьями. Кафе находится прямо в центре, на главной улице Токтогула справа, если двигаться к центру с юго-западной стороны.

IMG_6882

Антикварная лавка

Аутентичный, атмосферный магазинчик, пропитанный советским духом, где можно купить разные старинные вещички (от значков до фотоаппаратов и самоваров), а также магнитики с Хан-Тенгри и пиком Победы. Находится на пересечении улицы Токтогула и Дербишева. В 100 метрах от кафе «Каракол».

IMG_6878

Сувенирный магазин ОСОП

Очень приятная сеть магазинов ОСОП (Одно Село Один Продукт). Продают разную аутентичную сувенирку - войлочные изделия и украшения, варенья, мед, мыло ручной работы и проч. Магазин находится на центральной улице Токтогула в нескольких десятках метров от Турецкой пекарни (по той же стороне).

IMG_9707

Центральный рынок

Находится чуть в стороне от центра. Спросите любого прохожего - и вас направят))) Здесь рекомендуется покупать свежие фрукты и овощи. А также это хорошее место, чтобы окунуться в национальную азиатскую культуру. На фото - местный напиток Бозо, который за 5 сом наливают всем желающим. Выглядит очень впечатляюще! На вкус... Попробуйте сами))))

800

Скотный рынок

По воскресеньям, с 5 до 11 утра, в нижней части города собираются животноводы со всего района и продают скот. Абсолютно аутентичное мероприятие, которое может быть интересно с этнической и фотографической точки зрения. Многие (особенно иностранные) туристы приезжают специально, чтобы поснимать это действо. Можно доехать на такси или городской маршрутке №102, которая начинает ходить с 7-ми часов утра.

IMG_6099

Горячие минеральные источники Чон-Орукту у Иссык-Куля

Источники находятся в 85 км. от Каракола и понравились нам больше всего. Это одно из немногих мест, где бассейны находятся прямо под открытым небом и выложены камнем (а не кафелем или бетоном). В остальных местах (родоновые ванны в Теплоключенке, источники Алтынарашана) - эстетика страдает и все превращается в экстрим))) К тому же, совсем близко озеро Иссык-Куль и можно после купания погулять по зимнему пустынному побережью.

DSC_3038

Эмиль, Гульмира, гостевой дом «Алаколь»

Эмиль и его жена, Гульмира, оказались абсолютно «нашими» людьми, а также радушными, гостеприимными, заботливыми и очень адекватными хозяевами. Эмиль в теме бэккантри, фрирайда, парапланеризма - все понимает, говорит на одном языке, чутко выясняет потребности и старается все сделать, чтобы гости получили именно то, что им нужно. Гульмира тихо и незримо заботится и поддерживает фэншуй в доме и на кухне)))

У нас все было четко с проживанием, питанием, и, что самое важное и сложноорганизуемое, с забросками и выбросками в горы. Не приходилось отвлекаться на быт и решать какие-то посторонние вопросы. Мы много ходили и катались, и провели больше месяца в Караколе с очень высоким КПД.

Вообще, Эмиль Ибаков, по-настоящему неординарная личность с богатой жизненной историей. Много кем поработал за свою жизнь - от аташе в киргизском посольстве до технического директора спиртзавода. В 2007 году они с женой встали на горные лыжи (в возрасте за сорок!!!). Влюбились в это дело до беспамятства и пару лет, каждые выходные, ездили из Карабалты в Каракол (примерно 500 км. в одну сторону) - кататься. А 3-4 года назад Эмиль решил оставить большую должность, переехать в Каракол (поближе к горам) и работать с туристами. Теперь они с Гульмирой - хозяева гостевого дома «Алаколь».

В Караколе Эмиль - движок и миротворец. Помимо множества мелких идей, продвигает огромный проект по строительству в районе 5-ти горнолыжных курортов. Кажется утопией, но дело движется... Собственно, главная черта этого человека - для него нет ничего невозможного.

Одним словом, это контакт, который рекомендуем. Проживание, питание, трансферы, консультации по району, помощь в любых ситуациях, в том числе, в случае инцидентов - это те вопросы, по которым можно смело звонить Эмилю)))

Сайт гостевого дома «Алаколь» и эко-центра «Жыргалан»: http://www.alakol.kg
Почта: alakol2009@gmail.com
Тел.:+996 551 916924 (Гульмира), +996 557207777 (Эмиль)
Кыргызская Республика, г. Каракол, ул. Стаханова 140


Путеводитель обновлен в январе 2015 года.

Авторы текста и фото: Алекс Кузмицкий, Алена Симонова

© Материал является нашей интеллектуальной собственностью и может быть опубликован на сторонних ресурсах только в виде ссылки на эту страницу.