Лужба

Кузнецкий Алатау, Поднебесные Зубья

От Авторов:  Лужба - место со своей самостийностью, историей, традициями, как Красноярские Столбы или, скажем, Саксонская Швейцария. Здесь есть этот ореол «широкой известности в узких кругах», избранности и ревнивого отношения к «своему» району.


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Поездка в Лужбу - возможность максимально рано, полноценно и достаточно бюджетно открыть катальный сезон на территории России. С одной оговоркой. Это зона чистого бэккантри, никаких канаток и прочих механизированных средств подъема на гору. Идеальный район для скитура.

Явные преимущества - удаленность, природность, но при этом доступность и наличие базовой инфраструктуры, позволяющей комфортно провести здесь любое необходимое количество времени. Это не говоря о первозданной красоте заснеженной тайги и о том, что в Лужбе по-настоящему много снега.

Отдельно хочется сказать, что, приезжая сюда, вы неизбежно соприкасаетесь с аурой места. Это похоже на путешествие во времени. Из электрички вместе с вами выгружаются лыжные туристы в гамашах, брезентухах, шапочках-петушках с рамными рюкзаками. Вы будете встречать по пути людей, поднимающихся на гору пешком или на тонюсеньких беговых лыжах, обмотанных репшнуром. Деревянные срубы, печурки, уличный туалет, банька, сало, водочка, заиндевевшие усы и бороды… Без всего этого Лужба не была бы собой и Сибирью. Вкушайте и цените все это - исконное, местное, самобытное. Не так много подобных мест осталось.

Местоположение

Лужба находится в Сибири, на границе Кемеровской области (Кузбасса) и Хакасии. Ближайший крупный город - Междуреченск. Район окрестили Лужбой по названию железнодорожной станции - основной точки попадания сюда. Географически это южная часть горной системы Кузнецкий Алатау. Один из хребтов Кузнецкого Алатау, - Поднебесные Зубья (Тигер-Тыш), упоминается отдельно, как главная местная туристическая достопримечательность и основной объект интереса для пеших и лыжных сибирских туристов еще со времен СССР. Хребет занимает центровое положение, виден почти со всех окрестных сопок, а безлесые пики Поднебесных Зубьев (т.н. вершины-гольцы) считаются лужбинским высокогорьем. Высшая точка Поднебесных Зубьев - гора Верхний Зуб, 2179 м.

obzornaya_1 obzornaya

Общее описание зон катания

Можно выделить две основных зоны катания в Лужбе - лесную и высокогорную. Лесная зона - это обильные сопки вокруг Поднебесных Зубьев, достаточно плотно поросшие хвойным лесом. Средние высоты здесь - 700-900 м. Перепады 150-300 м. Протяженность спусков обычно чуть меньше километра.

Высокогорье - это склоны Поднебесных Зубьев, где уже присутствует деление на лесную и альпийскую зону. Средние высоты хребта - 1500-1700 м. Перепады - 500-700 м и более. Протяженность спусков до 2-3 км. Преобладающие экспозиции для катания - юг, юго-восток, восток. В лесной зоне спуски достаточно крутые. Средние уклоны на спуск в «сопочной части» - 25-30 градусов, поэтому даже в глубоком снегу здесь можно набирать нормальные хода и полноценно ехать. В высокогорье же уклоны зачастую меньше, зато это компенсируется протяженностью спусков.

В Лужбе преобладает лесное катание. Большинство склонов сильно залесенные, но на каждой горе есть прочесы, прогалины, неявные кулуары с отличным уклоном, нормальной частотой елок, разреженным подлеском и интересным микрорельефом. Для уверенно катающихся райдеров это одно из лучших в регионе мест для фрирайда.

Почти на всех склонах есть поля курумников, которые в зимнее время превращаются в заснеженные дропы, подушки, воронки и холмики, позволяющие не просто расслабленно ехать по целине, а постоянно работать с рельефом, прокладывать собственную неповторимую линию и получать непередаваемое удовольствие от этой интеллектуальной игры.

Поскольку перепады не большие, в рамках катального дня можно сделать от 2-х полноценных до 5-7 коротких спусков, набрав за день около километра высоты на подъем и насладившись несколькими километрами хороших спусков. Для формата бэккантри это достойная результативность.

Скитур возможен повсеместно и имеет неоспоримое преимущество перед снегоступами и пешим подъемом. Если проложить подъемный след на гору с головой, то дальше, в течение всего дня можно достаточно оперативно подниматься наверх, экономя силы и сделать максимально возможное количество спусков. Кстати, по местной сибирской традиции спуски здесь называются «скатками».

Деление на районы катания естественным образом рождается из географии местных приютов. Вокруг каждого приюта (или группы изб) есть свои зоны катания, доступные в рамках дневного выхода. Схемы некоторых мест можно найти в разделе Описание мест катания.

Сезон

Кузнецкий Алатау - один из районов в России, где можно открывать сезон в конце осени. Конкуренцию в Европейской части ему составит, пожалуй, только Кировск. Но там в это время совсем другие погодные условия и состояние снега. Снег в Лужбе выпадает и залегает уже в октябре, но более стабильные условия устанавливаются в конце ноября-начале декабря. Сезон при этом не слишком длинный. На Поднебесных Зубьях можно нормально кататься до середины-конца марта. В лесной зоне, в это время снег может быть уже в сильно весенней кондиции.

Погода и снег

Климат здесь, как и во всей Сибири, резко континентальный. Зима длинная, морозная, достаточно сухая, солнечная и не слишком ветренная. Среднезимние температуры -18-20 градусов. С декабря по февраль возможны периоды экстремально низких температур, до -40 градусов. В сухом климате, конечно, морозы переносятся легче, а большое количество солнечных и безветренных дней создает хотя бы психологическую иллюзию тепла. Но все же, бэккантри в такие дни больше похоже на испытание - на остановках все мгновенно отмерзает, а на спуске перемороженный снег частенько плохо скользит и «закусывает» снаряд.

В целом, Сибирь не является многоснежным регионом, в среднем здесь выпадает 300-600 мм осадков в год. Однако, некоторые  районы по ряду причин получают существенно большее количество осадков, в том числе в виде снега. К их числу можно отнести и Кузнецкий Алатау с окрестностями (Приисковый, Шерегеш, Лужба). Среднегодовой уровень осадков в Кузнецком Алатау около 1000 мм в год, местами до 3000 мм (для сравнения в Красной Поляне 1600-1800 мм). В Лужбе действительно много снега. Это не миф.

Ветры, безусловно, бывают, особенно в высокогорной зоне (именно поэтому склоны там, часто, задутые и жесткие), но в лесу влияние ветров минимально, поэтому снег здесь долго остается мягким и пушистым.

Лавинная обстановка

Везде, где есть горы и снег, присутствует лавинная опасность. В Лужбе она также есть и вполне серьезная. Множество прямых и косвенных признаков являются тому подтверждением. Основные места, по которым приятно кататься в лесной зоне - это лавинные прочесы. В окрестностях станции и вдоль железной дороги на склонах множество противолавинных сооружений, а также трудно не заметить противолавинные тоннели на жд-полотне. Ну и конечно, видимые невооруженным глазом следы сошедших лавин и сползающий снег на склонах, зияющий огромными трещинами до земли (glide cracks). Так что, в рамках каждого выхода и спуска будте внимательны, адекватны и обязательно катайтесь с лавинным снаряжением и опытными товарищами.

Повышенная лавиноопасность может присутствовать в начале зимы, когда снега еще мало, а градиент температур велик. В этот период почти все глубинные слои снега могут превратиться в глубинную изморозь. Также опасность повышается весной, во время оттепелей и околонулевых температур. В остальное время, в течение всей зимы на лавинную обстановку влияют текущие погодные явления (снегопады, периоды морозов и потеплений, ветры и т.д), которые стоит отслеживать и соотносить с состоянием снега под ногами.

В районе есть контрольно-спасательный пункт, где рекомендуется зарегистрироваться перед походом и куда можно обратиться в случае НС, но, очевидно, что в случае лавинного инцедента только те, кто рядом, могут помочь товарищу.

Тел. спасателей в Лужбе: +7 (3842) 57-70-03
Тел. спасателей в Междуреченске: +7 (384-75) 99-0-33

Формат катания в районе

Как уже говорилось выше, Лужба - идеальный район для скитура. Оптимальный вариант, заезжать в район на недельку-другую (местные, конечно, могут и на выходные сюда смотаться, а вот издалека лучше ехать на подольше) и путешествовать между избами, с остановками на денек-другой, раскатывая окрестные склоны. Самое интересное, как это часто бывает, находится на дальних кардонах (в 30-40 км. от станции). Дойти туда за день тяжеловато, да и не нужно (по пути тоже много вкусного), поэтому логично двигаться к заветной цели с остановками. Подробности по приютам, заброскам и прочим бытовым вопросам смотрите в разделе Практическая информация.

Снаряжение и экипировка

В данном разделе приведен список рекомендуемого снаряжения и экипировки для скитура и бэккантри. Бивачный комплект описан в разделе Практическая информация.

- ски-турный комплект (лыжи или сплит-борд, с камусами)
- лавинное снаряжение — бипер, щуп, лопата;
- телескопические палки (у лыжников, их обычные лыжные палки);
- горнолыжная маска (в идеале две — темная и светлая);
- рюкзак 25-45 л (с возможностью крепления вашего сноуборда / лыж);
- шлем;
- рация;
- аптечка;
- термос;
- солнцезащитный крем;
- налобный фонарик со свежими батарейками + запасной комплект батареек;
- отвертка и ремкомплект к крепам;
- солнцезащитные очки;
- адекватный комплект одежды для катания и бивака;
- армированный скотч;

Карты района

В сети достаточное количество карт Лужбы (преимущественно километровок) в нормальном качестве с прорисованными приютами. В продаже же подробную бумажную карту района найти проблематично.

Также возможно использование топокарт местности на GPS-ах и смартфонах, если у вас есть внешний емкий аккумулятор для их подзарядки в отсутствие электричества (или запасные батарейки / аккумуляторы). Программных продуктов для этих девайсов сейчас масса. Например, мы используем OSM-карты в Mapster, 3D, GPS Kit HD и т.п.

Наша Гугл-карта Лужбы с основными метками


ОПИСАНИЕ МЕСТ КАТАНИЯ В ЛУЖБЕ

Здесь мы собрали схемы основных фрирайд-мест Лужбы, но это далеко не все что есть даже поблизости от станции! Район большой. Поэтому, мы ставили перед собой задачу скорее дать краткие описания и лаконичные схемы лишь ключевых спотов (Медвежья, Кончик, Домашняя), а также тех, к которым мы неравнодушны.

Luzba general_01

Гора Медвежья (743 м)

Ближайшие приюты: Амзас, Кузбасский, Кармановский, Москвина.

Luzhba_medvezhya_01 Luzhba_medvezhya_02

Медвежья это основная лужбинская гора, расположенная прямо над железнодорожной станцией, на правом берегу ручья Амзас, впадающего в р. Томь. Ее сочные кулуарчики — первое что видят райдеры, приехавшие на утренней электричке из Междуреченска. И они действительно хороши. Перепад 300-350 метров, в зависимости от места спуска. Крутизна в стартовых зонах порядка 30-35 градусов. Время подъема по стандартной скитурной тропе, начинающейся от приютов Кармановский и Москвина (расположены прямо под горой, у ее склона) — 40-50 минут. Так что, сделать 3-4 отменных спуска за день вполне реально. Некоторые особо крепкие бойцы успевают и по 5-6, но это уже тяжело, все-таки суммарный перепад на подъем получается приличным.

Самые интересные кулуары на Медвежьей южных экспозиций, их 5-6 штук, в зависимости от того как считать. Это классические лавинные очаги. По лавинным прочесам и проходят спуски. По рельефу достаточно ровные, без каких-либо резких перегибов, но присыпанные пеньки и камни очень неплохо разнообразят спуск. Заходы в кулуары сравнительно узкие, но ,чем ниже, тем все шире и вольготнее. Выкат происходит либо на лед реки Томь (из более удаленных кулуаров), либо на ее пологий берег. Пройдя буквально несколько сотен метров под горой, можно снова вернуться на подъемную тропу. При этом, стоит помнить, что в начале сезона, когда река еще не встала, катать дальние кулуары проблематично.

Так же можно спускаться по юго-восточным полям прямо вдоль подъемной тропы. Лес тут довольно жиденький и никаких проблем сделать пару-тройку спусков только здесь, слева-справа от подъема, нет.

Также есть северо-восточные, лесные спуски по 2-м главным тамошним кулуарам и рядом с ними. В принципе, катабелен весь «север», но самое логичное начинать именно с этих двух прочесов. Возвращение (у подножья горы, вдоль ручья Малый Амзас) чуть длиннее, чем с юго-восточных склонов, то все равно невелико, даже по местным меркам, минут за 20-40 вполне можно вернуться на подъемную тропу.

В целом, Медвежья — отличная гора для раскатки в Лужбе, чаще всего с уже набитой подъемной тропой. Правда качество тропы не всегда высоко, поскольку это самая «народная» гора и идут на нее все — и на скитуре и на снегоступах и даже пешком. Причем иногда она разветвляется и сходится самым причудливым образом. Но, всегда можно улучшить существующую тропу и ходить уже по ней. Катать разнообразно и не повторяясь на Медвежьей вполне можно 2-3 дня. Но это если вы приехали после снегопадов и в районе мало людей. На выходных в сезон тут обычно самый аншлаг.

Домашняя (686 м)

Ближайшие приюты: Амзас, Кузбасский, Кармановский, Москвина.

Luzhba_domashnyaya_07 Luzhba_Domashnaya_04

Похожа на гору Медвежья, только расположена не на правом берегу ручья Амзас, а на левом. На ее западных склонах, собственно, и расположился бывший поселок геологов Амзас, а нынче МЧС и с десяток приютов под общим названием «Кузбасский» (М.М.Шевалье).

С виду гора не особо привлекательна в плане катания, но это обманчивое впечатление. Неспешный подъем прямо от Кузбасского по западному склону с довольно густым лесом, минут через 35-40 выводит на вершину. Оттуда можно катнуть по одному из 4-х шикарнейших кулуаров южной экспозиции. 300 вертикальных метров, бодрых, с интересным микрорельефом и выкатом прямо на лед реки Томь. Последние метров 50-60 — довольно крутые, под 50 градусов. В целом, очень достойные спуски, но требующие уровня катания не ниже среднего и довольно лавиноопасные. Конуса выносов регулярно лежат внизу на льду.

Естественно, мест для спуска на этой вершине больше, но все они не столь очевидны в плане логистики. Например, если пройти от «Близнецов» дальше от вершины по залесеному гребню, можно найти еще пару-тройку подобных же кулуаров («Средний», «Дальний»). Но очевидных заходов в них нет, сверху ничего не видно — просто лес и круто уходящий вниз склон (лавинные прочесы начинаются ниже линии гребня). Но, если подкачены снимки ГугльЕрс, то сориентироваться можно.

Возвращение — по льду реки Томь, обратно в сторону станции. Можно дойти до переправы и оттуда подняться по буранке до Кузбасского, а можно на половине пути свернуть направо и срезав через отрог выйти вновь на подъемную тропу. Варианты по времени примерно одинаковые.

Кончик (1145 м)

Ближайшие приюты: Амзас, Кузбасский, Кармановский, Москвина.

konchik_01_1200 Luzhba_konchik_02

По местным меркам это далеко не маленькая гора, с перепадом в 600 метров. Здесь есть спуски и сложность рельефа почти на любой вкус. Раскатывать ее можно в течение 3-4-х дней спокойно, еще и останется. Есть только нюанс, если р.Томь еще не встала, то ее особо не покатаешь (если живешь на другой стороне реки, там где все приюты). Ну и с точки зрения лавинной опасности, здесь все довольно серьезно, к катанию нужно подходить с умом. И думать о логике и безопасности трека на подъем / спуск, чтобы не повторить путь не так давно погибших двух сноубордистов (19.01.2013).

Лавинка (753 м)

Ближайшие приюты: Белокуровский.

Luzhba_lavinka_01 Luzhba_lavinka_02

Отличная 600-метровая по протяженности южная стенка, начинающаяся от приюта Белокуровскй. В народе зовется «Лавинка» из-за своей лавиноопасности в определенные моменты сезона.  Оправдывая свое название она частенько испещрена трещинами и разрывами (glide cracks), нередко видны и следы лавин. Перепады от 70-80 до 150 метров, но зато какие! Очень разнообразные спуски, с большим количеством микрорельфа и при этом с хорошим уклоном. По протропленному следу подъем к точке старта занимает 10-15 минут, на весь же цикл подъем-спуск, со сниманием-одеванием камусов, уходит минут 30-50 (до 7-8 спусков за день). Дня два здесь можно провести смело. Хорошее место для фото-видео сессий.

Также возможны спуски с вершины на северную сторону. Они больше, как по протяженности (около 1 км), так и по перепаду (200-250 м), из-за более низкого расположения дна долины и меньшей крутизны склонов. Достаточно фановые по разреженному лесу, но теневые и простые. Один-два раза можно катнуть, но не более  того.

Глухариная (670 м)

Ближайшие приюты: Глухариный, Белокуровский.

Luzhba_gluhariniy_02 Luzhba_gluhariniy_01

Классная горка прямо в непосредственной близости от одноименного приюта, с очень логичным и быстрым скитурным заходом. Катание возможно почти во все стороны, но лучшими можно считать южную стенку (5-6 сочных проездов), а также восточную стенку (2-3 проезда по кулуарам). Их еще называют «Светлая» и «Темная» сторона, соответственно.

По протропленному подъем занимает каких-то 15-20 минут, так что за световой день легко можно сделать 5-6 спусков. Перепады спусков чуть меньше 200 метров. Но крутизна и разнообразие микрорельефа делают их одними из самых сочных в этой части Лужбы. Особенно хорошая Светлая сторона. Рекомендуем.

Пик Дураков (1520 м)

Ближайшие приюты: Куприяновская поляна, Гридина / Рубановский стан.

Luzhba_durakov_01

Это южный отрог хребта Поднебесные Зубья. С перевала Алгуйский (750 м.) идет простой, ровный подъем наверх  по неявно выраженному гребню. Сначала по прогалинам в лесу, а затем выводит в альпийскую зону. Самые приятные для катания — восточные и юго-восточные склоны этого отрога, они подветренные относительно преобладающих ветров в зимний период, поэтому наиболее многоснежные и не задутые (в альпийской зоне это важно). Спуски проходят по любой из многочисленных «просек» в лесном массиве. Это курумы, ледниковая форма рельефа, которая представляет собой каменную реку. Зимой, когда эти «каменные реки» присыпает, образуется бесчисленная череда «пупышей», кочек и проч. Масса возможностей для дропов и интеллектуальной игры с рельефом.

Основные линии спусков проходят недалеко от линии подъема, в пределах километра в сторону. Возвращение обратно на тропу довольно легко, достаточно просто вернуться по долине наверх к перевалу. Часто в этом помогает снегоходная дорога проходящая внизу по долине и далее через перевал, на нее можно выкатить и вернутся уже по ней.

Перепады спусков 500-700 метров и более, в зависимости от высоты, куда иди по гребню. Так что за день можно комфортно сделать 1-2 спуска. Если есть задор и порох в пороховницах, можно пройти по гребню дальше, в сторону высокогорной части. Но в этом случае спуск однозначно получится лишь один. И путь возвращения будет существенно длиннее, поскольку выкат будет существенно дальше и ниже по долине (за этим последует более долгое возвращение).

Межказырская (855 м)

Ближайшие приюты: Куприяновская поляна, Гридина / Рубановский стан

_MG_1269

Крутые южные и юго-восточные склоны этой горы довольно интересны в плане катания. Они поросли лесом, но есть много «прострелов», да и частота леса ровно такая, что бодрому райдеру можно ехать флюидно и без остановок. Да, приходится «шевелить помидорами», но тем интереснее. Перепад высот — 300-350 метров, от вершины горы до снегоходной дороги. Снегоходка проходит прямо внизу по берегу ручья (это главная «буранка» ведущая со стороны перевала Алгуй в сторону Куприяновского приюта и далее к Высокогорному и Мазаевскому). За день можно сделать 2-4 спуска, но сильно будет зависеть от того где и как сделать подъемную тропу. Вариантов масса, но как известно «не все йогурты одинаково полезны»)). Если подниматься «в лоб», будет трудновато, если же идти совсем в обход, то далеко, стоит выбирать какие-то средние варианты. Такие есть.

(Продолжение следует...)


ЛУЖБА: ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Зимой единственный способ попадания в район — по железной дороге, через ж/д станцию Лужба. Путь до станции нетривиален, что, может быть и к лучшему, потому что логистические сложности отсеивают ненужных людей.

Попадание в район

Этап 1. Попадание в Сибирь. Из Центральной России или с Дальнего Востока на поезде ехать достаточно долго, поэтому рассматриваем авиаперелет. Прилетать имеет смысл либо в Новосибирск, потому что это самый крупный местный авиахаб и возможны дешевые билеты, либо сразу в Новокузнецк, так как это ближайший аэропорт к Лужбе. Стоимость перелета в среднем 7-12 т.р. в обе стороны.

Этап 2. Попадание в Новокузнецк. Из Новосибирска до Новокузнецка можно добраться на скоростном поезде №847 «Ласточка» (время в пути 7 часов, цена 700 р.), который ходит раз в сутки, все дни, кроме среды (13:40-20:46). Также на ночном междугороднем автобусе (время в пути 9,5 часов, цена 900 р.) или на такси (время в пути 6-7 часов, цена 7500 р. за машину на 4-х чел.).

Этап 3. Попадание на ст. Лужба. Из Новокузнецка до ст. Лужба можно добраться двумя способами:

— Ночным поездом Новокузнецк-Абакан (№676) с остановкой в Лужбе (время в пути 3 часа, цена 400 р.).

— Двумя электричками: Новокузнецк-Междуреченск (стартует в 5:31 , время в пути 1.5 часа, цена 51 р.) и Междуреченск-Бискамжа (стартует в 7:37, время в пути 2 часа, цена 61 р.) с остановкой в Лужбе (прибывает в 9:36). Между ними пересадка-ожидание минут 15-20. Главное, не прозевать станцию Лужба и оперативно выгрузиться из поезда, поскольку стоянка всего 1-2 минуты.

Есть еще один, альтернативный, способ попадания. Прилетать в Красноярск, добираться до Абакана и оттуда двигаться все на том же поезде Абакан-Новокузнецк до Лужбы.

Прибыв на станцию Лужба обязательно посмотрите расписание обратной электрички, чтобы не промахнуться с отъездом. На момент написания материала она проходила через станцию Лужба в сторону Междуреченска в 15:33.

Да, если вы вдруг опоздали на утренний электрон из Междуреченска, то есть бекап в виде «рабочего поезда» (Мотаня, «собака» и т.п.), который стартует каждый день по-разному, но чаще всего в 14:30-15:00. Можно поспрашивать на вокзале Междуреченска и все получится. Как известно, «Язык до Киева доведет». Вариант не 100%-й, но уже многих фрирайдеров охотчих до снега выручал.

!!! Важно помнить, что расписание поездов дальнего следования на территории России указано по московскому времени, а пригородных поездов — по местному.

Переправа через р.Томь

Прибыв на станцию, вы оказываетесь, упс, по другую сторону реки. Ближайшие приюты находятся на противоположном от жд станции берегу Томи. Поэтому необходима переправа. Примерно с начала-середины декабря (зависит от погоды) река замерзает и местные работники организуют пешую ледовую переправу. До этого момента перевозят на катамаране. Самый неудачный момент — ледостав. В это время перебраться через реку нельзя и нужно переждать 1-3 дня, пока река окончательно замерзнет. Обычно именно это время считается самым «стремным» в плане забросок в район.

Переправу и снегоходную заброску вещей до ближайших изб обычно организуют владельцы приютов, где вы будете останавливаться. Если планируется заезд в период возможного ледостава, нужно узнавать свежие новости про переправу у владельцев приютов.

luzba_004

Проживание

Основной вариант проживания в Лужбе — приюты, расположенные на расстоянии нескольких часов пути друг от друга. Местные приюты это в основном, деревянные двухэтажные срубы, отапливаемые печью. На первом этаже общий стол, кухонька, состоящая из электрической (только в ближайших к станции приютах) или газовой плиты (на всех остальных приютах), нехитрого набора посуды, кастрюль, разделочных досок и половника. Печь топится запасенными дровами и углем.

_MG_0491

Второй этаж — пустое пространство, застеленное ковролином или просто туристическими коврками, где можно раскладывать спальники и ночевать. В приютах тепло, хотя под утро дом заметно остывает. Вода берется из ручья, удобства на улице, есть баня, которую можно топить хоть каждый вечер. В целом, хозяйство не хитрое. Есть домики чуть более уютные или менее, но разница не критичная. В среднем приюты рассчитаны на комфортное пребывание 8-11 человек.

Постоянное электричество есть только в домиках возле станции (Амзас, Кузбазский, Кармановский). В остальных приютах есть возможность подключать генераторы, но, эта опция редко используется в зимних условиях (нужно отдельно договариваться, или привозить свой). Так что, лучше настраиваться на автономное житье-бытье при свечах и фонариках (полезно брать с собой газовые лампы).

В Лужбе построено около 4-х десятков домиков. Некоторые сгруппированы в кластеры, другие стоят по отдельности. Есть два основных владельца приютов, через которых можно договариваться о проживании — Михаил Шевалье и МУП «Поднебесные Зубья» («Белый камень»). В некоторых местах можно выбрать, в чей приют поселиться, а вот в части удаленных точек, где стоит всего одна изба, выбора нет.

Михаил Шевалье, интересная и культовая в своем роде личность. Его приюты построены в первую очередь с целью развития детского туризма и подростковые группы здесь имеют приоритет. В зимнее время таких групп меньше, поэтому можно установить контакт и попробовать договориться о проживании. Описание и местоположение приютов Шевалье доступно в сети в удобном pdf-файле. Сайты — www.alatau.ucoz.ru и www.loktev.ucoz.ru.

МУП «Поднебесные зубья» — туристическая компания. У них больше всяких сервисов и возможностей, новых и более благоустроенных домиков, но и все более коммерциализировано. Описание приютов и цены на размещение в приютах МУП «Поднебесные зубья». Тел. офиса в Междуреченске +7 (38475) 45369, почта — podnebesny@bk.ru.

Если хочется попасть в конкретный домик, начинать переговоры с владельцами лучше заранее. Желающих уже хватает, да и владельцы отвечают не слишком оперативно. Так что это еще один фильтр и порог входа в Лужбу, проверка на мотивированность.

Схема приютов из интернета. Синим обозначены приюты МУП «Поднебесные Зубья», красным — приюты Михаила Шевалье.

Поднебесные зубья

Снегоходные заброски и переходы между приютами

Большинство приютов соединены между собой снегоходной дорогой («буранкой»), поэтому возможно договариваться с владельцами приютов о снегоходной заброске вещей и налегке скитурить между избами. Два важных момента. Местные снегоходчики не перевозят между приютами людей (ну, максимум, могут посадить за собой кого-то одного), так что настрой на переходы минимум по 10-12 км. должен быть у всей команды. А второе, в начале сезона или в периоды больших снегопадов к дальним приютам дороги может не быть и в этом случае нужно будет всю еду и бивак нести на себе.

Питание

Классический походный вариант. Продукты рассчитываются на группу по количеству дней, закупаются в Новокузнецке, и, на собственных плечах или на снегоходе, доставляются от станции к приюту. Если договорились о снегоходной заброске, можно составить более расширенное меню. В приютах МУПа предлагается услуга повара или обеспечения питания за дополнительную плату.

В основном же, все это, по-походному, готовится в больших алюминиевых кастрюлях на газовой плите, при свете фонарика, под нетерпеливое сопение уставших и изголодавшихся товарищей. И в этом есть свой кайф!

Магазинов в Лужбе нет. У МУПа есть кафе в Амзасе, но оно далеко не всегда работает. На станцию Лужба два раза в неделю (по средам и субботам) приезжает продовольственный «поезд» (вагон) и стоит там пару часов, в середине дня. Там можно пополнить запас базовых продуктов, но сильно на него рассчитывать все же не стоит.

Связь и интернет

Наиболее устойчиво и почти повсеместно работает сотовая связь Мегафона / YOTA. На ближних приютах бывают даже проблески интернета (через сотовую связь), но дальше — только сотовая связь, ито часто за сигналом нужно подняться на горку. Иногда работает Билайн и Теле 2, но неустойчиво. Остальные операторы — молчат. Так что, ноутбуки в Лужбу брать не надо. Обещать любимому начальнику, что вы ежедневно будете на связи — тоже не стоит.

Бивачный комплект

— спальник;
— коврик (во многих приютах есть местные коврики, но лучше взять свой);
— кружка, ложка, миска, нож;
— умывально-банный набор;
— газовая лампа (для уюта, тепла и света в приютах без электричества);
— горелка+кан (либо JetBoil);
— веревка, которую можно натянуть для сушки вещей в доме;
— внешний аккумулятор для подзарядки девайсов, запасные батарейки;

Полезные ссылки

Раздел о Поднебесных Зубьях на туристическом портале Сибири — Ежики (giki.ru)

Описание вершин, перевалов и хребтов Кузнецкого Алатау и Поднебесных Зубьев на тех же Ежиках.

Разделы Отчеты и Фрирайд/Бэккантри на форуме mustag.ru


Отчеты Snow Sense о бэккантри в районе:

Лужба благославенная / фриРай всея Сибири (фоторепорт, январь 2016)

Лужбинские каникулы / скитур по-сибирски (январь 2015)

PURE бэккантри в Лужбе (декабрь 2014)

Фрирайд в Лужбе: Кузнецкий Алатау и Поднебесные Зубья (видео)


Путеводитель подготовлен по материалам фрирайд-сезонов 2014-2015 и будет дорабатываться по мере поступления новой информации.

Авторы текста и фото: Алена Симонова, Алекс Кузмицкий

© Материал является нашей интеллектуальной собственностью и может быть опубликован на сторонних ресурсах только в виде ссылки на эту страницу.