Фрирайд в Чили и Аргентине : расставляем точки над «i» (по итогам трех сезонов)

Три раза мы приезжали в Чили и Аргентину в поисках снега, каталки, фрирайда и скитура. Были здесь как на излете сезона (август-сентябрь) так и в самый его разгар (июнь-июль). В общей сложности провели в стране 9 месяцев жизни, колеся по всему Югу в погоне за снегом, и на основании полученного опыта хотим дать свой ответ на вопрос: Можно ли / нужно ли продлевать севернополушарный зимний сезон в южнополушарных Чили и Аргентине?

Уклончивый ответ:

— Один раз приехать, конечно же, стоит…

Более сфокусированные ответы:

— Если вам интересно летом трассовое катание, в далекой стране на другом конце света, и вы не ограничены в средствах — безусловно, да, но это будет дорого и чаще всего жестко.

— Если вы опытный райдер и альпинист, голодный до снега настолько, что даже летом готовы мерзнуть, много таскать на себе лыжи и реализовывать технически сложные скитурные проекты-восхождения — да, вам будет чем здесь заняться, чтобы проверить себя на прочность, но чаще всего это будет жестко.

— Если вы скитурите и катаетесь за сезон так же много как мы, избалованы хорошим снегом и летом вам хочется чего-то приятного, мягкого и в удовольствие — тогда нет, потому что чаще всего будет жестко.

;-)))))

Теперь подробности…

Особенности каталки в Чили и Аргентине

1) Мало погоды.

Юг континента и, особенно Патагония — одни из самых дождливых регионов мира. Максимально большое количество осадков приходится на местную зиму (июнь-август). Казалось бы, самое время, чтобы катать по свежему снегу, но в реальности оказывается, что циклонов и непогоды много, а хорошего снега или возможностей им воспользоваться — ничтожно мало.

Интервал «хорошей кондиции снега» да еще и при хорошей погоде крошечный и поймать его непросто. Приехать наскоком в какое-то место на 2-3 дня и все схватить не получается (должно прямо повезти и у нас так несколько раз было). В ключевых местах скорее всего придется выжидать хорошую кондицию снега неделями.

При этом, если вы пытаетесь посетить горнолыжку сразу после снегопада, скорее всего у вас будут проблемы с попаданием туда (дороги горные, непростые, как правило нужны цепи и / или полный привод), к тому же самые интересные подъемники и трассы будут скорее всего просто закрыты. А уже через день-два снег потеряет кондицию.

 

2) Снега на склонах не много.

По нашим (севернополушарным) меркам снега здесь совсем не много. Даже в самый разгар сезона то и дело цепляешь камни, видишь черные прогалины и почти голые северные склоны (солнечные). Парадокс, потому что выпадает его вполне нормально, но «портится» он сильно быстрее, чем в других местах.

 

3) Снег очень быстро теряет кондицию (по-настоящему быстро, а не как вы привыкли))).

Виной тому сильные ветры и инсоляция. Основной снег, который встречается в Чили — бетон разной жесткости (мякушка, пенопласт, бескомпромисная жесть в которую даже кошки входят с трудом). На вулканах почти всегда много льда.

 

4) Снег слишком дорого стоит.

Ну, правда… В сезон дневной скипас стоит 3-5 т.р. Полудневный стоит совсем чуть-чуть дешевле, но начинается с 13 часов. И это совершенно не тот объем трасс, подъемников и не та кондиция снега, за какие большинство из нас привыкли столько платить. Это факт. Для старта на восхождение это вообще неадекватно дорого (если уходить на восхождение не катаясь на трассах). При этом разовых подъемов почти нигде нет. Плюс проживание в сезон тоже не бюджетное.

 

5) Бесплатный снег сложнодоступен.

По большей части попадание в «дикие» горы начинается с длинных подходов со снарядами на спине. Многие маршруты предполагают ночевку в палатке или рефуге. В общем, уже совсем другого характера история.

 

6) Подход «сфокусироваться на этнике и, ежели чего, брать снарягу в аренду» — тоже не вариант.

Потому что аренда тоже дорогая, да еще и предлагают плохое снаряжение. В Чили и Аргентине настолько тяжело со снарягой, что народ готов купить у вас бэушное по цене нового)))

 

7) Холодно.

В горах, особенно с утра, пока солнце не прогрело склоны — холодно. Причем из-за влажности этот холод просто пробирает насквозь. В добавок ко всему чаще всего вы мерзните и дома тоже. Особенно в Чили, где в домах нет центрального отопления как класс и гостиная обогревается дровяной печкой, а вся периферия (спальни и ванная) — представляют из себя настоящие криокамеры. В Аргентине ситуация лучше — газовое отопление есть, но все равно зябко. Если хотите согреться — поезжайте лучше на море)))

 

Полезные советы и лайфхаки — как взять от поездки максимум

Целенаправленно прилетать на хели — дорогой, но почти беспроигрышный вариант.

Не пытаться охватить все, а сфокусироваться на нескольких аргентинских спотах — Сан Катедрал, Серро Чапелько, Коралько, Ла Ойя, Сьерро Байо… По нашим наблюдениям ситуация со снегом здесь лучше чем много где и есть интересные варианты скитура и фрирайда с горнолыжек и в окрестностях.

— Если очень хочется где-то катнуть (для галочки), а кондиция не идеальная — берите дневной и катайтесь с напарником по полдня. Один катает, второй в кафешке с книжкой)))

— Лучше всего подгадать под средний сезон и начало низкого (конец июля-август) — цены будут шокировать чуть меньше.

— Если хочется сходить на вулкан — однозначно запасайтесь кошками (фирновыми и альпинисткими) и терпением. Скорее всего придется провести в районе неделю-полторы, чтобы поймать погоду.

— Проживание в сезон тоже недешево (в среднем 20-25$ с носа). Спасает airbnb, там, где он есть, так что однозначно рекомендуем использовать.

— Чтобы все было проще, четче и эффективнее — нужно говорить с людьми… на испанском. Английский здесь настоящая редкость! Учите необходимый минимум.

Купите обогреватель (тепловентилятор). Это поможет вам с меньшим стрессом вылезать по утрам из-под одеяла и быстрее сушить вещи. Стоят они не дорого.

Не стоит приезжать к открытию канатки, потому что первые часы очень холодные, а снег жесткий. Так что поспите на часок подольше и спокойно позавтракайте чем-нибудь жирненьким (для пущей теплопродукции))).

Обязательно используйте солнцезащитный крем. В Чили и Аргентине особенно ядреное / вредное солнце!

— Машина должна быть с полным приводом (и / или цепи в комплекте).

— Не настраиваться на большой объем катания и скитура. Ловить дзен и вкушать страну.

All you need is love… Снег вторичен))))

* * *

Текст: Алена Симонова

Фото: Алена Симонова, Алекс Кузмицкий