Категории трудности во фрирайде

Классификация фрирайд-спусков (toponeige rating)

В альпинизме, туризме, спелеологии, как впрочем и во многих других видах экстрима, есть классификации маршрутов по трудности их прохождения. Это существенно облегчает выбор предстоящих маршрутов, их оценку, дает возможность лучше подготовиться. Да и в целом, создает понятийное поле, участники которого могут говорить на одном языке и понимать друг друга.

Фрирайд - относительно молодой вид деятельности (на порядок моложе названных выше видов активности), так что классификации фрирайд-спусков только начинают внедряться в сообщество. Но, процесс пошел и, совершенно очевидно, уже скоро это станет нормой. Как только критическая масса райдеров начнет использовать какую-либо систему - этого уже не остановить.
В бывшем СССР первым апологетом toponeige rating стал Виталий Рейдж (Алма-Ата). Он сделал грамотный перевод основных европейских фрирайд-классификаций и создал отличную компиляцию. Единственное, чего, на мой взгляд, ей не хватает - большей простоты формулировок и меньшего количества букв.

Надо отдать должное Рейджу, он активно предлагал «улучшать и дорабатывать». Так что, пользуясь этим предложением, мы немного поработали над формулировками и максимально упростили градации, для лучшего юзабилити классификации. Ниже - результат. Надеюсь в ближайшем будущем до конца утрясем все формулировки и система заработает в полный рост.

lines tuyuksu_070

Любой фрирайд-маршрут можно оценить по 4-м пунктам:

1) Общая трудность маршрута (F, PD, AD, D, TD, ED)
2) Техническая сложность спуска (1-5)
3) Риски (E1-E4)
4) Сложность подходов (I-VII)

Для наглядности мы решили ввести цветовое обозначение категорий.

diff_main

Итак, пройдемся по каждому из пунктов.

Общая трудность маршрута (F-ED, 6 градаций)

diff_01

F / Easy (facile) / Просто, менее 30° - легко, без препятствий, сужений и ключевых участков.  Существенных рисков при падении нет. Техническая сложность спуска относится к 1-2.

PD /Slightly difficult (Peu Difficile) / Не сложно, 30° - обычные спуски, с небольшими крутыми участками, сужения если есть, то короткие и не очень крутые. Техническая сложность спуска 2-3.

AD / Somewhat difficult (Assez difficile) / Cредняя сложность, 35° - спуски средней крутизны, с короткими крутыми секциями, требующими внимательности, могут быть короткие и крутые сужения. Техническая сложность спуска 3-4. На подъем эти спуски могут примерно соответствовать 1А-1Б альп.

D /Difficult / Cложно, 40° - сложные линии, с препятствиями, которые требуют отличного владения снарядом. Ключевые участки часто узкие и крутые, но короткие повороты в большинстве случаев еще возможны. На обледенелых склонах падения критичны. Техническая сложность спуска 4-5.2. На подъем эти спуски могут примерно соответствовать 2А-3А альп.

TD /Very difficult (Très Difficile) / Очень сложно, 45° - крутые спуски, с препятствиями, значимая часть линии - no fall zone. Часто это длинные и очень крутые кулуары. Частичная необходимость в поворотах прыжком и сползании (side slipping). Возможны участки с дюльфером. Жесткое падение со значимой вероятностью ведет к тяжелым последствиям. Техническая сложность спуска 5.3 и выше. На подъем эти спуски соответствуют по альпинистской классификации 3А-3Б и выше.

ED /Extremely difficult (Extrêmement difficile) / Экстремально, 50-55° - как и в TD, но сложнее, круче, масштабнее. Длительные секции где возможны лишь повороты прыжком и сползание (side slipping). Почти всегда есть необходимость в дюльфере. Техническая сложность спуска 5.4 и выше. Любые падения - игры со смертью. На подъем эти спуски соответствуют по альпинистской классификации 4А-5А и выше.

При этом, общая трудность в первую очередь базируется на крутизне, протяженности и комплексности рельефа, то есть, неизменных величинах. Качество же снега (powder, корки, фирн, лед), освещенность и т.п.  - это переменные составляющие, хотя для каждого конкретного маршрута они тоже являются стандартными. И чем более сложный маршрут, тем в большей мере это так (часто лишь конкретные снежные условия позволяют проехать тот или ной маршрут).

Техническая сложность спуска (1-5)

diff_02

1 - Склоны для начинающих. До 25-30°. Больше открытые пространства или немного лесистая местность.

2 - Немного технических сложностей при основной простоте склона. Уклон до 35°. Неровности рельефа, лесистая местность, уклон добавляет риск.

3 - Начало альп-фрирайда: катание на технику, проходы, траверсы, длинные склоны по 35° и небольшие секции по 40-45°. Здесь же густой лес на выкате и сложные проходы в лесу.

4 - Узкие кулуары или сложные склоны. Длинные участки по 40°. Небольшие участки и проходы по 45-50°. Неровные ледники.

5 - Очень сложные и комплексные склоны 45-50° и более.

5.1 - Длинные участки по 45° (500 м. и более), или более короткие, но при этом крутые участки (50°) со сложным комплексным рельефом. Эта категория включает сложные гребни и большие альпийские склоны со скалами.

5.2 - Продолжительный уклон в 50° (200 м. и более), или очень длинный склон 45-50°.

5.3 - Уклон склона начинается от 50° (300 м. и более). Ключевые участки короткие, но очень сложные (side slipping, повороты прыжком, прыжки со скал, дюльферы).

5.4 - Экстремальные спуски даже в нормальных условиях. 50-55°+

5.5 - Участки с уклоном под 60°. Огромные стены, сераки, трещины. Неоднородная поверхность. Весь комплекс проблем.

Риски (E1-E4)

diff_03

Е1 - Определенных сложностей склон не представляет. Опасности могут представлять лишь отдельные деревья и камни.

Е2 - На линии падения небольшие скалы или ледовые трещины, повышающие риск увечий. Узкие кулуары с риском удара о стены тоже попадают в эту категорию.

Е3 - Маршрут проходит над скалами или в узком кулуаре, с потенциальной опасностью удара о препятствие, потерей контроля и серьезным падением. Травмы гарантированы, возможна смерть.

Е4 - Узкие крутые кулуары, а также большие скальные / ледовые стены. Падение без возможности задержаться. Смерть весьма вероятна.

Сложность подходов (I-VII)

diff_04

I - Доступ с подъемника или с дороги - 1-3 часа подхода. (Кировск, Чегет).

II - Подходы и спуск занимают около 1 светового дня (Каракол, Эльбрус).

III - Сложные однодневные маршруты, или простые 2-х дневные. Часто с приличным набором высоты и длиной трека (Туюксу, Местия, Исландия).

IV - Многодневки (Центральный Тянь-Шань, простые арктические районы).

V - Сложные многодневки (Гренландия, ЗФИ, Антарктида).

VI - Экспедиции. Высота, лазанье с веревкой, прохождение ледопадов (пики Ленина, Коммунизма, Корженевской, Денали и т.д.).

VII - Смерть возможна уже на подходе. Техническое лазанье, высота, и прочие радости (Гималаи, Эверест).

Формат записи

Полный вариант записи: [TD, 5.2, E3, 55°, 300 м, II]

Сначала стоит общая трудность маршута (TD, то есть «очень сложно»), затем техническая сложность спуска с точки зрения катания (5.2, катание на «орехи»), затем риски (Е3, можно убиться) и характеристики ключевого участка (55°, 300 м, круто)Завершает все сложность подходов (II, то есть, однодневный маршрут).

Если нет достоверных данных по крутизне спуска и протяженности ключевого участка, то запись производится в упрощенном виде: [TD, 5.2, E3, II]

В примере выше - самый сложный на данный момент маршрут в районе Туюксу, - спуск с п. Комсомол, 4376 м. (он же Нурсултан).

кулуар

Близкие, но все же уступающие по уровню линии - на п.Орджонекидзе, п.Партизан и некоторых соседних вершинах.

Для примера, недавний мой маршрут «по Лапе», на пике Молодежном это [D, 5.1, E3, 50°, 50 м, III]. Шансы повредиться на нем сопоставимы, но технически он заметно проще (D вместо TD и 5.1 вместо 5.2). Оно и понятно, крутизна маршрутов совершенно различна.

LAPA_line

 

Еще один пример, - Центральный кулуар Игл Туюксу, это честная [D+, 5.2, E2, 50°, 200 м, III]. Относительно безопасно, но к уровню катания требования высокие:

D (сложно, 40°) - сложные линии, с препятствиями, которые требуют отличного владения лыжами. Ключевые участки часто узкие и крутые, но короткие повороты часто еще возможны. На обледенелых склонах падения критичны. Техническая сложность спуска 4.2.-5.2. На подъем эти спуски могут примерно соответствовать 2А-3А альп.

015

 

Если говорить про район Туюксу, то средневзвешенный бодрый маршрут, это [AD-D, 4, E2-3, III], то есть, имеющий общую трудность маршрута от «средняя» до «сложно» (крутизна 35-40°), с технической сложностью характеризуемой как«Узкие кулуары или сложные склоны. Длинные участки по 40°. Небольшие участки и проходы по 45-50°. Неровные ледники.» Риски довольно значительны. Но разница между Е2 и Е3 собственно и определяет, куда стоит соваться, а куда нет. Подходы же таковы, что за день из Алма-Аты сложно добраться до маршрута, катнуть его и спуститься. Это удается лишь немногим. Обычный формат это вылазка с ночевкой, поэтому III.

В общем виде система сформулирована. Дело за дальнейшей шлифовкой нюансов и, собственно говоря, внедрением в жизнь.

«Мы начали. Теперь ваша очередь»)). 

Надеемся на вашу поддержку, камрады.

One Reply to “Категории трудности во фрирайде”

  1. Это шикарно, но есть три серьезных минуса:
    1. Все параметры, особенно Риски и Техническая сложность зависят от состояния снежного покрова. Основная субстанция с которой мы взаимодействуем – это снег, а данная классификация снег полностью игнорирует.

    2. Субъективизм. С какого момента кулуар считается узким? Какой участок считается небольшим, а какой – большим? Понятно, что с рулеткой не особо побегаешь, видимо нужны какие-то другие критерии и способы их объективного измерения. Чтоб узкие кулуары были часным случаем сложности С определенной по этим объективным измеримым клитериям.

    3. Локальность. Особенно для простых маршрутов. [F, 1, E1, I] в Туюксу, на Алтае, в Ергаках и в Шерегеше – это получаются маршруты вобще ничем друг на друга не похожие.

    Самое главное – она не имеет практического смысла. В альпинизме ты последовательно повышаешь сложность восхождений. Если прошел 3а, то 5б даже не суйся, иди 3б, потом 4а, потом 4б, потом 5а и тогда можешь идти на 5б. А тут если прошел [TD, 5.2, E3, II], то какой следующий шаг? Стоит ли таком человеку идти на [D+, 5.2, E2, 50°, 200 м, III] и если нет, то какие категории ему надо пройти чтобы смочь?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *