Раз в год мы проводим Lines, курс экспертного уровня, ориентированный на отработку тактических умений и навыков. Это то, чему почти никто и нигде не учит... разве что сама Жизнь с ее «граблями».
Это вовсе не означает, что тактике нельзя научится. Напротив. Но, надо понимать, что даже 10-и дней для подобных вещей чрезвычайно мало. Тактическая мудрость формируется годами, и то, далеко не у всех. Поэтому курс «Линии» - скорее «волшебный пендель», помогающий понять свои слабые стороны и дающий более четкие векторы для личного развития в теме скитура и фрирайда.
Фоторепортаж с курса - ниже.
Для того чтобы решать интересные задачи во фрирайде, а не просто «гонять вдоль трасс», нужно много больше, нежели просто уметь кататься. Более того, если говорить про удаленное беккантри / скитур, освоение новых районов, первопроезды, экспедиции, то там на первое, второе и третье место выходят совсем иные вещи, нежели катание.
Тут требуются: тактическое планирование, ориентирование, умение работать в команде, лавинная оценка и прогноз, грамотное управление рисками (риск-менеджмент) и др.
Да, конечно, по ходу дела мы продолжаем заниматься базовыми вещами, начиная от техники кик-тернов (на фото) и заканчивая тем, как делать лавинные шурф-тесты. Но это лишь шлифовка знаний-навыков-умений, которые и так есть у продвинутых фрирайдеров и скитуристов.
В фоновом режиме, когда выдается дополнительная минутка.
...
На фото: тест удлиненной колонны (ECTP). Для исследования такой характеристики, как «распространение разрушений» (propagation).
Основной упор - на тактику дневных выходов. На линии подъемов и спусков.
Каждый день у группы два новых лидера (руководитель + помощник). Они заранее вытягивают методом жеребьевки варианты маршрутов, выбирают из них тот, который хотят вести, составляют тактический план, прорабатывают его всесторонне и после этого ведут группу на гору.
Каждой двойке дважды представляется возможность проявить себя, реализовать две различных истории-маршрута и, возможно, первопроезда (на этом курсе их много). А также сделать свои ошибки.
Вечерний разбор - крайне важная составляющая учебного процесса. Именно на нем участники получают полноценную обратную связь. Причем, не только от руководителя курса, но и от участников выхода)).
На фото: выдающаяся во всех отношениях команда Blue Tomatoes («Огонь» и Костя Бартош). Именно у них были два самых классных маршрута, с офигенной каталкой.
...
...
Решение нестандартных задач - норма для этого курса. Ведь проработать нужно все, начиная от завтрака и времени-места заброски, заканчивая тактикой движения группы по участкам. Понятное дело, что предусмотреть все не получается и где-то да вылезают новые вводные. Например, дорога закрыта шлагбаумом, на замок, ключа нет, он у лесника, который уехал... И?
Так что ребятам приходится выкручиваться, включать голову, «мять пластилин».
Учет лавинной обстановки - из этого же числа.
...
...
...
Одна из главнейших задач Лайнс - научить ставить реалистичные планы и достигать их. Если выпало при жеребьевке «дойти до вершины 3750 и спуститься по ЮЗ склону», то именно это и нужно сделать. Принимается только полная реализация плана. Если не готов - бери другой вариант, написанный на этом же листе (выбор есть).
Но, так же обязательна разумность / адекватность при принятии ситуативных решений на месте. Если меняется погода, лавинная обстановка или состояние группы, то не нужно «упираться рогом» и идти напролом. Нужно иметь в запасе план Б и план С. Умение вовремя соскочить на отходные пути - тоже искусство.
На фото: мастера «плана Б», Гоша Березин и Леня Пленкин. С этими ребятами не нужно искать приключений, они сами вас найдут)).
...
...
Работа на спуске. По времени спуск занимает в 5-7 раз меньше времени, чем подъем, но сложность принимаемых решений не меньше, а больше. Часто проработать линию спуска в разы сложнее, нежели линию на подъем. И времени на ситуационный анализ обычно нет. Решения нужно принимать прямо «здесь и сейчас».
...
Удовольствие от красивого и гармоничного взаимодействия с рельефом ни с чем не сравнить...
...
Для многих это было сложно, для многих впервые. Кататься в таких условиях, при наличии внешней оценки, с жесткими рамками и задачами которые нужно реализовать. Но тем полезнее был этот опыт.
...
...
...
...
...
...
...
...
Спасибо вам, ребята, за мотивированность и включенность в процесс. Многие из вас уже на пути к собственным интересным фрирайд-проектам или использованию полученных знаний и навыков в других сферах. И это здорово. Костян Бартош уже помощник гида, Леня Пленкин водит у Боярского людей на Северный Полюс, Огонь учит людей сноубордингу, на батуте, в кайтинге серьезным вещам... все идет правильным Путем.
Уверены, со всеми вами мы еще покатаем и не раз.
И наверняка многие из вас захотят снова вернуться в Киргизию. Сами или помогать делать беккантри-лагерь «Солярис» (Левел 3) в высокогорье Терскея в следующем году.
В любом случае, для всех участников это был глобальный level UP. Ниже небольшое видео с атмосферой курса.
Lines-2016 будет, как уже заведено, в январе, в Караколе. Анонс каракольских программ нового сезона уже опубликован на сайте. Так что, велкам.
* * *
Текст: Алекс Кузмицкий
Фото: Алена Симонова, Алекс Кузмицкий
Очень интересно, Костя, необычно для меня-желаю тебе , всей группе удачи, успехов, счастья!Какие вы молодцы, увлекает вас этот вид спорта и все что связано с ним!Это здорово!