Обучение яхтенному делу. Курс bareboat skipper в Черногории.

Давно хотелось понять, как обстоит дело с текучей фазой нашего любимого снега и погрузиться в новую для нас стихию. Так что, этой осенью прошли обучение на яхтенных капитанов.

Первый блин выпекся удачно: курсы прошли, взбодрились, экзамены сдали, ответы на интересующие нас вопросы получили, заряд солнечно-морской энергии на год вперед приобрели. Следующим летом в планах уже внедриться в тему «по полной», с 100+ днями в море.

Небольшой отчет об обучении — ниже.

Предвосхищая вопросы, — мы учились в школе yachtcaptains.ru (Москва-Черногория). И нам понравилось. Особенно нам повезло с нашим кэпом, Виталием Елагиным. И не только в яхтинге дело, настоящий Мастер учит не только своему делу, но и жизни. Если ты конечно готов к этому.

typ1

 

060

Многие думают что яхтенное обучение это сплошь красивые виды, приятные прогулки время от времени в прибрежных городах…

Купание

Красивые марины и закаты в них..

Свежие морепродукты днем и вечером и / или походы на ужины в прибрежные ресторанчики…

И просто приятное времяпровождение

В целом, все так и есть! Особенно если правильно выбрано место и время для обучения (а мы долго думали и выбирали «когда и где», поверьте).

Для начального вхождения в тему яхтинга лучше всего подходит межсезонье в Средиземноморье. Зимой — проблемы с погодой (ее слишком «много» для начинающих), а летом просто жарко, вешалка… Так что, весна-осень — самое то. Если говорить про локацию, особенно хороши Черногория, Хорватия, Турция и может быть Италия. Но тут пока не нам судить, пишем лишь то что почерпнули из пространства вокруг.

Montenegro_2017_043

И да, пусть это будет обучение вне приливных областей, зато меньше будет вскипать голова в ходе обучения*. А уж приливно-отливные темы потом добавите себе в багаж знаний, по мере набора яхтенного опыта и дальнейшего профессионального роста. Для начала же и всего «неприливного» хватит с головой.

*в IYT нет разделения на курсы по наличию приливов, в отличие от великобританской RYA (это 2 основные яхтенные учебные организации в мире).

rec-sailing-quals-compared-jul16

Вот соотнесение этих двух схем обучения (за скобки выведено дальнейшее профессиональное образование). Мы вплотную подошли к Yachtmaster Level, но чтобы прыгнуть дальше, придется набраться опыта.

Возвращаясь к первым фото, яхтенное обучение это не только море-солнце-купание и т.п. Даже скорее не они. Это 9-10-14 дней ОБУЧЕНИЯ (в зависимости от программы той или иной школы) и еще раз, обучения. Нужно будет многое освоить, понять, научиться применять на практике. И никак иначе. И вопрос не в экзамене который нужно сдать. Очень верная яхтенная приговорка на эту тему:

Чтобы выйти в море требуются сертификаты, чтобы вернуться — нужны знания! 

Без зубрежки и без постоянного тренажа разных приемов, никуда. Просто физически не освоите и не будете понимать и мочь. Отчасти это проблема современного яхтенного образования, точнее, его формата. Тебе за две недели нужно усвоить то, что в прежние годы моряки осваивали за пару лет. Мы живем в эпоху «быстрых решений», ничего не поделать. Может это и не лучший выбор с точки зрения Качества, но, с другой стороны, у современных людей часто нет выбора — «либо так, либо никак» (если только не бросить работу…, что, кстати, не такое уж и плохое решение)).

Ключевым фактором обучения лично я бы назвал не страну-регион-лодку и т.п. вещи, а инструктора. Все как в альпинизме, фрирайде, парапланеризме и любом подобном виде деятельности. Передача знаний происходит от Мастера к подмастерью, с постоянной обратной связью по мере освоения. И чем выше дан у вашего Мастера, тем ближе вы к звездам. И безопаснее и быстрее осваиваете то что должны освоить.

Нам с этим повезло на 200% и на этом обучении и на последующей мильной практике в Турции где нашим ментором был Валерий Григорьев (об этом — отдельный репорт).

На фото выше: наш кэп, Виталий Елагин.

Так что, если соберетесь пройти подобное, вас ждет много швартовок и работы под мотором, с парусами, с картами, с радиосвязью, много работы по подготовке лодки к выходу в море и др. Купаться и гулять вы будете, но ночью, после возвращения в свою марину, если хватит сил и времени. Ведь еще нужно заправить лодку водой, подключить электричество, помыть палубу, прибрать кают-компанию и камбуз, закупить продукты и многое другое.

Заправка по-средиземноморски. На воде они тоже есть и в довольно большом количестве. Но «заехать» на такую заправку не так тривиально, как на обычный «Лукойл». Особенно если навальный ветер или течение, а у твоей команды не хватает опыта швартовки. Здесь, как и во фрирайде, чем выше уровень твоих напарников, тем для тебя же безопаснее и интереснее.

«Парковка» (швартовка) в марине — так же история. В сложных погодных или иных условиях это «головняк» даже для опытных. А уж если дует 40 узлов…

Поэтому, если вам хочется исключительно моря-видов-купания, это не сюда, а просто на яхтенный круиз (хорошая, кстати, вещь). Там как раз можно нормально отдохнуть без кормления дельфинчиков во время учебного хождения курсами бакштаг или фордевинд при ветре в 30 узлов (5 балов по Бофорта).

На фото выше: наш первый выход под парусом в штормовое предупреждение — «это не улыбка»)))

22708642_1940774149494098_6983546643530383360_n

190

Мне сильно помогло хорошее знание ориентирования и метеорологии, благо что это профессиональные гидовские навыки. Да и пару глав по этим темам написал в отечественный учебник по альпинизму (2017).

alp-book_004

Но, все равно, открыл для себя много нового, точнее, много новых технических приемчиков применительно к привычным задачам. То есть, как решать те же задачи, но в приложении к морской практике.

Кстати, могу констатировать что в мореплавании требуется более глубокое знание навигации. Даже на начальных этапах обучения к этому относятся довольно внимательно, чего уж говорить про дальнейшие ступени обучения (Yachtmaster).

009

А вот с метеорологией тут примерно как у нас, только заточенность на другое, не на локальные топоэффекты, а на отслеживание барического поля, это тут главное. Оно и понятно, в фронты попадать никак не надо.

31cc06694dc70efa8109f1d256f22450

Но все равно, это все цветочки, по сравнению с темой навигационных знаков, сигналов и световых знаков. Там адок еще тот… Лучше заранее поставить себе одно из приложений аналогичное «ПДД-2017. Экзамен» и наяривать)). Одно из лучших — Яхт.Квиз, своих денег, однозначно.

В общем, поучиться на шкипера интересно, интенсивно, развивающе. Прям как у нас во фрирайд-школе)).

23533166

Но это лишь первый шаг. За 10 дней, даже с предварительным прохождением теоретического курса, всего не освоишь. Корпус человеческих знаний за несколько тысячелетий, как не крути….

22793724_1685774601467113_3350031983588671488_n

22860642_378096569294181_6556466765042286592_n

Ну и море… это стихия, безусловно. Энергетика сумасшедшая. Теперь мне совершенно очевидно, почему те, кто полюбил море уже ничем другим практически не занимается. Передать это сложно, если вообще есть смысл. Нужно просто этим заболеть…

Яхтинг как lifestyle и способ путешествовать (взгляд Аленки)

* * *

Текст: Алекс Кузмицкий

Фото: Алена Симонова, Алекс Кузмицкий