В конце мая-начале июня мы впервые провели программу «Альп-курс для фрирайдеров». Надо сказать, район Туюксу оказался просто идеальным местом для этого курса. Так что, в конце следующей весны мы снова сюда. А пока, публикуем репортаж из двух частей о том, как провели десять дней в Казахстане на 3500-4000 м.
Алматинцы - счастливые люди. Полтора часа от дома - и ты из лета переносишься в зиму. Можно даже успеть катнуть перед началом рабочего дня, только вот работается после этого, по словам одного из местных райдеров - не очень...
25 мая. Сбор группы у хостела в центре Алма-Аты. Лыжи и наши огромные чехлы в городе выглядят немного не по-сезону))).
На десять дней уезжаем из цивилизации. Голодать, конечно же, никто не собирается, так что в супермаркете веселимся и затариваемся по полной. Суммарная длинна чеков - метра два. Благо местные цены на продукты вполне гуманные.
Наконец-то все закуплено, упаковано, утрамбовано и два джипа плюс легковушка стартуют по проспекту Ленина в сторону снежных вершин, в долину реки Малая Алматинка. По дороге проезжаем высокогорный комплекс «Медео» и горнолыжный курорт «Чимбулак».
Далее асфальт заканчивается, машины с багажом поднимаются к гляциологической станции Т1 уже без нас. А мы еще пару часов идем пешком налегке. Заодно начинаем аклиматизироваться.
Станция Т1 (Гляциологический научно-исследовательский стационар Института Географии МОН РК) на высоте 3450 м. встречает нас зеленой травкой и солнышком. Погода супер, но что-то снега маловато...
Виталик (aka Rage), основатель powder.kz, почесывает репу - «Что же вы, ребята, будете тут делать?». Виталик и Аня активно помогают нам в этом проекте и теперь чувствуют ответственность)))). Но все будет хорошо, потому что дня через три в прогнозе маячат осадки!!!
Народ тащит своих «трупаков» к бочкам и домикам. Кстати, если бы машины не смогли проехать прямо до станции, то все это пришлось бы поднимать на себе. Так что, один из выводов на следующий год - никаких чемоданов на колесах!
Местные бочки - фактически казармы для военных, так что все предельно аскетично. Обязательно нужны коврики и теплые спальники. А также, горелки, фонарики и газовые лампы. Электричества нет, печурки тоже не во всех бочках имеются. Кстати, проживание здесь не является стандартной опцией. Этот момент надо согласовывать со смотрителями станции заранее. Приехав с бухты-барахты можно запросто получить отказ.
Мало-Алматинский отрог - серьезные горы с четырехтысячниками и ледниками. Идти на восхождение неподготовленной группой рисковано. Так что, учим матчасть. Первые занятия - в «стекляшке» на территории базы. Знакомимся с альп-снаряжением, Алекс показывает базовые техники его использования, основные узлы, принципы страховки и проч.
Кульминация «домашних» занятий - алгоритм спасработ на леднике и полиспасты. Вытаскиваем напарника из воображаемой трещины.
Попробовали полиспасты 1:3, 1:5, 1:7 и переходы между ними. Схема понятная и логичная. Порадовала такая фишка, как корделеты (репшнур 6-7 мм длинной 5-5,5 м.) - очень многофункциональная вещь. С двумя такими репиками (естественно плюс к основному снаряжению) можно решить практически любую задачу на маршруте.
Анюта Ханкевич с самого начала влилась в команду и очень тактично и грамотно выступала в роли группового наставника, в помощь Алексу, когда это было нужно. Удивительное сочетание профессионализма, человечности и командности. Часть группы в Аню просто влюбилась ;-))))
Паутина из верья)))) Это только кажется, что творится хаос. На самом деле - все четко и по делу.
Ну и компания собралась замечательная. На позитиве! Иначе никак.
Через пару дней мы думаем, что уже что-то знаем. Пора в горы.
В этом году пеший подход до ледника по морене занимает примерно 30-40 минут. Аня говорит, что в прошлом году подход был короче, но не сильно. В целом, надо просто принять факт пешей прогулки со снарядом за плечами, как неизбежность, смириться и получать удовольствие))
Незнакомый закрытый ледник, впереди угадываются трещины. Осваиваем хождение в связках.
Основное место полевых занятий - ледник Молодежный, примерно в часе ходьбы от лагеря.
Отрабатываем станции на льду - на ледобурах и прошивках Абалакова. На фото станция с использованием вышеупомянутого корделета.
Алекс не стал нас жалеть, поэтому все мы на собственной шкуре ощутили что такое «ледяной столбик» и сколько сил и времени требуется на создание этой точки страховки. Не скажу, что она стала нашей любимой...
Страховка на снегу - отдельная тема. Идти по снегу проще, а вот организовать надежную страховку сложнее, чем на льду. Закапываем ледорубы, набитые снегом мешки из под кошек, лыжи и сплиты.
И тут же проверяем, насколько при данной кондиции снега, все это держит.
Отрабатываем самозадержание на снежном склоне. Снег наш друг - смягчает падение, задерживает скольжение. На льду все это уже не так весело и безопасно, так что весьма важно научиться «зарубаться», не думая.
В первые дни снега было немного и уже к обеду он набирал столько влаги, что превращался в кашу. Пока мы тренировались, окрестные склоны разгружались мокрыми осовами. Если бы в эти дни перед нами стояла задача покататься, то спуск надо было начинать не позднее 11 часов утра. Позже качество снега и лавинная обстановка резко ухудшались.
Но мы пока тренируемся...
Все элементы собраны воедино - выпускаем напарника с нижней страховкой и принимаем с верхней. Страхуем через себя, через станцию, пробуем разные типы станций.
Хорошо виден масштаб Молодежки. Вытоптонная полянка у подножья - место наших тренировок.
Еще час обратно - и мы в лагере.
Поначалу рюкзаки со снарядами казались просто неподъемными. Но потом ничего, аклиматизировались и стало легче.
Пару раз на станции смотритель Леша поил нас чаем. Очень душевно. Вообще, надо приезжать туда, когда Алексей на держурстве - легко с ним, наш человек!
И вот, день на четвертый, когда мы уже истосковались по каталке и были «на все готовы» выпал снег. О том, что было дальше - во второй части репортажа ;-))
Автор текста: Алена Симонова
Фото: Алекс Кузмицкий, Анна Ханкевич, Евгений Вилюжанин
на самом интересном месте )) отличный отчет!
Как же жалею, что не удалось оказаться там вместе с вами(((((
Аленка, на следующий сезон точно буду;)
Действительно, самозадержание на снегу ооооочень важная вещь)) вот нам не рассказывали одного аспекта, а я потом летел по кулуару и не мог зарубится. а в суть в том, что если не снег, а задутый фирн, то нужно зарубатся не клювиком, а тяпкой. вроде мелочь, а у меня все лицо в кровь :(
Точно! с начала ожидание… Tuyuk su coming soon… и вот наконец! Tuyuk su… С каждой строчкой растет градус напряжения… и вот выпал снег!!! и….. to be continued… нельзя так издеваться на людьми измученными жарой :-))))))
Про лопатку очень спорно…Можно клювом себя банально убить. А так, на льду, любое зарубание это рулетка и утопие, имхо
Столбик интересно..!
Замечательные фотки домиков и приютов в горах Туюк Су. Уже начали сносить вагончики альп-лагеря туюк су. Скоро и до глянциологической станции наверное доберутьтся и снесут. Хорошо хоть фотки останутся.