13 правил катания вне трасс
Алекс Кузмицкий: Во фрирайде все мы, блин, личности, соответственно, сколько фрирайдеров, столько же и мнений. Но все-таки, за последние 10-15 лет сформировались некие негласные правила КАК нужно кататься. Часть из них не вызывает сомнений и применяется неукоснительно, часть же, остается под вопросом и относится, скорее, к философско-этической плоскости. Так что, здесь лишь сведенный воедино опыт полутора десятков российских гидов, с которыми мне довелось работать, мой собственный опыт проведения фрирайд-программ, ну и конечно же рекомендации Канадской Лавинной Ассоциации, которая представляет сильнейшую лавинную школу в мире. Критическая масса для написания текста собрана, но уточнения и дополнения еще будут, и не раз, я уверен.
1. Каждый райдер, и только он, ответственен за свою жизнь
Если вы катаете фрирайд без гидов, стоит четко осознавать, что только вы ответственны за собственную жизнь, и никто иной. Наличие свежих батареек в бипере, умение пользоваться лавинным снаряжением, общая лавинная грамотность и знание алгоритмов поиска в лавине, подбор надежной компании для катания - это все ваш выбор. И в ваших же интересах подходить к этим моментам ответственно. Если же вы катаетесь с профессиональными гидами, большинство вопросов снимаются, но все равно, самый главный выбор – «катать фрирайд» или «нет» - за вами. Последствия этого выбора могут быть ценою в жизнь. Будьте к этому готовы. Уровень ощущений высокий, возможная расплата – тоже.
2. Одинокий райдер – мертвый райдер
В одиночку фрирайд не катают. Точнее, это возможно, но недолго)). Катание в парах уже вполне допустимо для опытных райдеров, на знакомых склонах. Разумный оптимум для катания вне трасс – 3-8 человек. С одной стороны, этого количества достаточно, чтобы, в случае инцидента, провести поиск и транспортаривку засыпанного лавиной товарища; с другой, - нет чрезмерной перегрузки склонов, а также длительного ожидания участников на спуске при проездах «по одному».
3. У всех в группе должно быть лавинное снаряжение
Все участники в группе должны иметь при себе лавинное снаряжение (бипер, щуп, лопату) и уметь им пользоваться. Если оборудование новое, обязательно нужно ознакомиться с ним ДО выхода на катание. В идеале – провести полевую тренировку по отработке шаблонов поиска в лавине, в том составе, в котором предстоит кататься.
Помимо этого, каждый участник должен знать правила катания по лавиноопасным склонам и действия, которые, в случае инициирования лавины, нужно предпринять. Также обязательным является наличие в группе хотя бы одной аптечки с перевязочными материалами (у замыкающего). Хорошо, если аптечек несколько.
4. Проезды осуществляются «по одному»
По лавиноопасным склонам, в большинстве случаев, спускаются строго «по одному», по крайне мере, в начальной, крутой части. Одновременно на склоне находится только один райдер. Как известно, лучше копать семерым одного, нежели наоборот. Могут быть исключения, связанные с погодными условиями или состоянием участников, но принятие решения об одновременном движении нескольких человек или всей группы - на совести и опыте гида / руководителя. Из практики: верхняя, самая крутая и потенциально лавиноопасная часть спуска практически всегда проходится «по одному», а нижняя, более пологая - одновременно всеми участниками, с интервалом в 20-50 метров.
5. За райдером пристально наблюдают
Во время проездов «по одному» все участники группы, как сверху, так и снизу, внимательно наблюдают за райдером. Это не только крайне интересно и познавательно (особенно для тех, кто готовится стартовать), но и дает шанс, в случае схода лавины, отметить место, где товарища видели последний раз. Это т.н. Last Seen Point (LSP), которая позволяет существенно сузить зону поиска, и, тем самым, повышает вероятность благоприятного исхода в случае инцидента.
6. Первым стартует один из самых опытных райдеров
Первым едет один из самых опытных участников в группе: гид, руководитель или просто самый разбирающийся в теме. Он, выражаясь парапланерной терминологией, «пилот на мясо» или «тестер». Этот человек проверяет собой склон и по рации сообщает группе о состоянии снега, особенностях спуска и т.д. Если необходимо, ограничивает зону безопасного спуска, ориентируя участников относительно характерных черт местности и собственного следа. Он же определяет места остановок безопасности по ходу спуска.
7. Если условия позволяют – делайте остановки безопасности
Остановки безопасности делаются, чтобы отдохнуть на затяжных спусках, быть в зоне видимости, а также, чтобы в случае инцидента, оказаться в шаговой доступности от пострадавшего. Если позволяет рельеф и метеоусловия, то места остановок выбираются в прямой видимости друг от друга. Без радиосвязи между частями группы это правило особенно важно.
8. Замыкает спуск один из самых опытных в группе
Как и первым, замыкающим едет один из самых опытных райдеров в группе. Оптимально, если это второй гид или помощник руководителя. Он держит радиосвязь с первым гидом и дает участникам отмашку для старта. В случае отсутствия радиосвязи и, что еще хуже, видимости, порядок стартов назначает этот человек и осуществляет выпуск через равные промежутки времени. На замыкающем же чаще всего лежит важнейшая роль руководителя в случае внештатных ситуаций (лавина, травмы, потеря снаряжения на склоне). Именно он, тот самый «бронепоезд», стоящий на запасном пути, который может очень оперативно вмешаться в ситуацию, если потребуется.
9. Очередность в группе – в зависимости от условий
Последовательность старта участников в группе (за исключением первого и замыкающего) определяется общим уровнем группы и сложностью спуска. Если спуск для группы простой, то последовательность произвольная, по желанию и по степени готовности. Если же группа разнородна и для некоторых спуск технически сложен, то, обычно, в первую очередь стартуют райдеры среднего уровня, в середине - наименее подготовленные, завершают же самые компетентные. При необходимости, руководитель может назначить конкретную последовательность стартов.
10. Уровень спуска должен соответствовать уровню группы
Это касается не только технической сложности (крутизна, состояние поверхности, наличие камней и льда, ограничение по ширине спуска), но и степени лавинной опасности. Степень допустимого риска определяется по самому слабому участнику в группе. Если в начале спуска есть зона, где нельзя падать (no fall zone), но в группе есть участники, которые наверняка не смогут проехать этот участок без падений, значит, спуск выбран некорректно и стоит подумать о более простой альтернативе.
11. Главный приоритет - безопасность
При прочих равных условиях всегда старайтесь предпочесть более безопасную линию подъема и спуска.
12. Быть готовым повернуть назад
Это правило спасло не одну сотню альпинистов, горных туристов и фрирайдеров. Если за время восхождения резко увеличилась лавиноопасность, возник какой-то форс-мажор, или просто появилось чувство дискомфорта («шестое чувство» что-то шепчет), то не надо упорствовать в достижении цели, стоит подумать о наиболее оптимальном пути возвращения. Как говорил Дарвин, «выживает не сильнейший и не умнейший, а тот, кто максимально быстро приспосабливается к изменяющимся условиям». Это высказывание очень хорошо отражает суть данного правила.
13. Философия линии - внимание к оставленному следу
Отношение фрирайдера к своей линии спуска, сродни отношению ко всей жизни, только в меньшем масштабе. То, как она будет проложена и насколько она безопасна, гармонична и при этом индивидуальна, зависит только от вас. Ведь в жизни, к сожалению, повторы не предусмотрены. И если вы «стошнили», или подрезали неумелыми траверсами склон, то этого уже не отыграть назад и линия навсегда останется таковой. В этих горах и вашем сердце. Старайтесь проехать так, чтобы, оглянувшись назад, вы увидели свой след и испытали чувство радости и удовлетворения.
Дополнительные рекомендации
Это то, что не является обязательным при катании вне трасс, но крайне рекомендуется. Чем дальше, тем больше эти рекомендации становятся, по сути, правилами, поскольку их жизненность подтверждается практикой.
1. Шлемы у всех участников группы (остальная защита – на усмотрение каждого).
2. Радиосвязь (минимум 2 рации + запасные аккумуляторы или дублирующие рации).
3. Проговаривание первым гидом нюансов предстоящего спуска непосредственно в месте старта и возможных альтернатив на случай изменения ситуации (погодных условий, состояния участников и проч.).
4. Проверка заряда батареи бипера перед стартом (самостоятельно каждым из участников).
5. Проверка гидом работоспособности биперов участников (гид подходит к
каждому из участников, с включенным трансивером в режим «поиск»).
6. Взаимная проверка друг друга на предмет должного закрепления снаряжения на рюкзаках, в первую очередь это телескопические палки у сноубордистов. А также проверка того, как надеты страховочные системы и наличие карабинов на них (если происходит катание по ледникам).
7. Запасная маска (не линза, а именно маска) или очки, а также дополнительная теплая вещичка, термос с чаем, перекус - это тот самый кит, без которого не стоит выходить на фрирайд.