Сноуборд, он и в Африке сноуборд. Что с ним не делай, доской и останется.
НО, сильно «доработанной напильником». Вот об этом, мы и поговорим сегодня.
Для начала: How a Splitboard Works.
Если посмотреть подробно характеристики различных моделей, то мы увидим, что различий между сплитами и классическими, нерасчлененными досками, околонулевые. Они конечно есть, но обычному пользователю просто не будут видны в шеренгах цифр, да не больно-то и надо.
А так, все как обычно, - сендвич по структуре. Только это не один, а как бы 2 скрепленных вместе (два мини-сноуборда)).
Причем, это важно понимать, обычная доска, распиленная надвое, сплитом НЕ станет. Более того, она уже и сноубордом-то не будет. Ведь жесткость доски зависит от определенного конструктива. Для сноуборда он один, для сплита - совсем другой. Распилив свою старую деревяшку вы получите вялый и неэнергичный снаряд, поскольку изначальная конструктивная жесткость оного, будет нарушена.
Как и обычные доски, сплиты бывают 3-х основных форм (дирекшнл, твин, твин-дирекшнл), с различными видами прогибов (прямой, обратный, комбинированный), с рокером и без. Ну и далее по списку.
Выбор снаряда - традиционный, под свои цели и задачи, по ростовке, жесткости и т.п.
Если говорить про фирмы-производители сплитбордов, то их уже больше десятка, включая Burton, Jones, Prior, Voile, NeverSummer, Libtech, Venture и др. . Выбор марки, это не выбор между «плохими» и хорошими (сейчас у всех действительно хорошие доски), это просто выбор того снаряда, который более близок по духу. Кому-то нравятся за историю и стиль Voile, с которых в начале 90-х все и начиналось (спасибо Брету Кобернику и основателю Войле, Марку), а кому-то Never-ы, за неубиваемость. Всего в 2014 году анонсировано больше 60 моделей сплитбордов! Так что выбрать есть из чего.
Почти у всех производителей можно заказать лишь доску (в комплекте с Voile kit, о нем ниже) долларов за 600-800 и все. Камуса придется заказывать отдельно, не у них, на том же www.backcountry.com, или еще где. Крепления, если вы хотите специальные сплитовые, тоже покупаются отдельно. Так что покупка комплекта сплитборда, это должен быть продуманный и подготовленный шаг. Просто кликнуть мышкой и потом получить через месяц коробульку, не получится. К тому же, сноуборды-лыжи, в США считаются негабаритом и в Европу / Россию не отправляются... тоже преграда, которую нужно будет обходить.
Но, сейчас не про марки, а про суть. Все-таки, что такое сплит? Это ведь не только сноуборд состоящий из 2-х «лыж». Если бы это было так, то были бы две лыжи и все...
Суть сплита в том, что на подъеме мы разъединяем наш снаряд на две половинки-лыжи и, прицепив камуса, поднимаемся вверх, как заядлые ски-туристы. И никаких тебе снегоступов. Взобравшись же на гору, снова соединяем снаряд воедино и спускаемся как обычно, на сноуборде.
...
То есть, сплит это объединение двух ипастасей в одной. Для подъема наверх - скитур, для спуска - сноуборд.
И не нужно переходить на лыжи...
Для сноубордистов, кто занимается фрирайдом - золотое решение. В Канаде и США, где беккантри намного более развит нежели у нас, это поняли уже давно. К нам же сплит, как хоть сколько-нибудь исчисляемое явление, пришел от силы 2-й год, как. По сути, на наших глазах зарождается российское сплит-борд движение.
Главный технический затык на пути изобретения и совершенствования конструкции сплита был, как это не странно, в креплениях, а вовсе не в дощечках. Ведь, в отличие от обычных досок, где привинтил крепы к закладным элементам и все, здесь сложнее.
Нужно было придумать так, чтобы крепления быстро и надежно переставлялись из положения «ходьба» в положение «езда». При этом, чтобы они не весили 5 кг, не ломались (были надежны) и стоили разумных денег... Учитывая, что запас прочности у сплит-креплений должен быть больше чем у обычных крепов (дополнительные нагрузки в режиме ходьбы), - задача сложная, так скажем. Именно поэтому, производителей сплитбордов сейчас уже перевалил за десяток, а крепления для сплитов, по сути, делает только 3 компании.
В положении «ходьба».
В положении же «езда», обе лыжи скрепляются 4-мя механическими элементами по краям снаряда (крючками) + креплениями, которые и являются основным соединительными элементами любого сплита. За счет платформы и большой площади контакта они очень неплохо обеспечивают жесткость всей конструкции.
Так же, как и при подъеме на ски-туре, используются камуса. Можно покупать «специальные», сплитбордовские, а можно просто на отрез, под ширину вашего снаряда. Разницы никакой, разве что в цене.
По поводу выбора: синтетика / натуральные / mixt. На данный момент, оптимальными по параметрам считаются именно mixt-овые. Правда, если катаете в районе с влажным климатом, то может стоит подумать о чистой синтетике (кстати, они самые дешевые).
Техника их применения - аналогичная, как и в ски-туре. Об этом - в отдельном посте.
Кошки. Сильно расширяют диапазон применения снаряда. Одеваются под крепления и позволяют перемещаться даже по довольно жестким и крутым склонам. Весч дорогая, но крайне рекомендуемая. Как видим, и по этому пункту ски-тур / сплит-борд похожи.
Хотя, если камуса хорошие, а райдер отважен, то и без них можно восходить по вполне крутым склонам. Главное, чтобы был снег. Но вот без снега (фирн, корочки,..) уклон в 30-35% обычно является предельным и мысль о сплит-кошках появляется само собой.
Если говорить про сложные поверхности (пересеченный рельеф, лавинные конуса и т.п.), то, в целом, разница между сплит-бордом и ски-туром не принципиальна. На сплите даже проще, он короче и более маневренный.
Особенно это хорошо видно при пересечении лавинных конусов и на траверсах, когда нужно часто менять направление на крутом склоне (лыжнику из-за габаритов, особенно любителям больших ростовок, лыжи переворачивать в повороте на 180 градусов, тяжко).
Подпятники. Крайне удобная опция. Как и на хороших ски-тур креплениях, на сплит-крепах обычно есть 2 планки, под разную высоту. Чем круче склон, куда забираешься, - тем бОльшую планку поднимаешь.
Вернемся к вопросу о креплениях. Большая часть компаний-производителей сплитов и сплит-креплений использует один и тот же Voile-kit, от канадской фирмы Voille, прародительницы сплитов. Это набор защелок, болтов, закладных и всего прочего, что позволяет и сплит скреплять-раскреплять и крепления ставить, то в одно положение, то в другое. Был он придуман давно и прошел уже не одну генерацию (DIY Voile Split kit выпускается аж с 1994 года). Можно привести некую аналогию сподошвами Vibram. Ведь многие обувные марки не производят сами подошвы, а покупают уже готовые решения Vibram, которая делает лучшую резину для обуви в Мире. Так и тут.
Кстати, у кого есть старый сноуборд, может заказать себе этот Войле-кит за 160$, и, распилив свою доску, сделать себе hand-made сплитборд. Конечно, у него не будет кантов с внутренней стороны, нужной жесткости, да и подмакать начнет по распилу, но зато дешево и сердито. По поводу какие доски можно пилить, какие нет и проч., мне очень нравится комментарий многим известного Калыбека (Киргизия, Сусамыр):
1. Насчет попила досок. Весь бэккантрийный мир пилит доски на сплиты - все неоднократно проверено. Редкая доска не годится для попила. Во всяком случае, мне не удалось выяснить, попалась ли кому при попиле такая. Пилят и ездят пол-Колорадо и вовсе не задумываются о сопромате.
2. Пиленые торцы половинок обрабатываются тупо эпоксидкой и никаких проблем.
3. Отсутствие канта на распиле легко преодолевается тем, что половинки меняются местами в лыжном варианте. То есть правая половинка борда одевается на левую ногу, а левая - наоборот на правую. То есть у райдера в таком варианте появляется внутренний кант - самый важный на траверсах и льду. И не нужны никакие кошки - доска прекрасно режет этим кантом и траверсить вообще не проблема. А внешний кант и не нужен в такой конфигурации...
Кому интересно, в инете есть подробные видео-инструкции как устроить «расчлененку»)). Например, одна из них:
Чем хорош Voile-kit, так это тем, что используя вот эти, так называемые, монтажные пластины (идут в комплекте), можно прикрутить свои обычные сноубордические крепы. И катать на сплите.
Но, если уж решение о переходе на сплит принято, то, пусть не сразу, но стоит задуматься о покупке специализированных сплит-креплений (Voile, Spark иKarakoram). Они легче сами по себе, да и увесистые платформы не нужны. К тому же, они компактнее и удобнее с точки зрения беккантри. Главный минус, точнее два, - в магазинах в России их не купить (только инет-магазы) и, цена. От 249-299$,, реально же, 350-900+, в зависимости от. Это даже дороже чем хорошие сноу-крепы, но, религия требует жертв.
Например, новая версия Spark Burner - AfterBurner, стоит в США и Канаде 415$. На следующий сезон надеюсь катать уже с ними.
Да, конечно, и обычные Burner выше всяких похвал (сейчас у нас такие), но, с новыми доработками это будет почти идеал. Backcountry Magazine считает их сплит-крепами 2014-го года. Новая система фиксации, да и подпятник перешел на саму пластину крепов, - супер. О чем речь - видео ниже:
По размерам. Крепы, как и ботинки, продаются в размер. Об этом стоит помнить и не покупать «с походом». Чем меньше размер - тем лучше сидят в них ботинки, тем лучше контакт и контроль. Ну и легче, конечно же. Но и слишком мелкие купить - засада.
Кстати, производство всех сплит-креплений небольшое, разумно заказывать себе крепы за пару-тройку месяцев ДО начала сезона. В противном случае, можно пролететь.
А какие? Самые простые и дешевые от Voile, дорогущие и навороченные от Karakoram, или простые человеческие от Spark - это уж каждый решает сам, исходя из собственных запросов и рекомендаций товарищей по увлечению.
Многие модели крепов, включая и вышеупомянутые Spark Burner, фиксируются, что в одном положении, что в другом, с помощью вот таких шпилек. С одной стороны - надежное и дешевое решение, с другой - в снегу, при плохих погодных условиях, бывают проблемы с использованием (сложно попасть в дИрочку, можно потерять и др.). Ну и тросик... он периодически за что-нибудь цепляется и это выбешивает по-настоящему расстраивает. Поэтому, очень здорово, что новая генерация креплений, что у Spark, что у Karakoram, без шпилек.
А вот и второй ключевой производитель сплит-креплений, - Каракорум (Karakoram). Более технологичные, но и более дорогие, заразы. Самые простая модель у них,Split30, от 599.99$... Замечу, ОТ.Так что Spar-ки сделали очень хороший «ответ» этому Чемберлену, со своей новой системой Tesla. Cмысла платить лишние 200-300$ нет. Ради 50-70 грамм веса на паре креплений? Ну да, там еще и пятка пристегивается в режиме ходьбы, согласен... но, блин, это же....
Есть конечно еще и альтернативные ветви развития. Например, К2, со своими «кликерами». Заявляют о том что у вас будет самый легкий сплитборд и т.п., но, по факту, умалчивают про то ботинок сильно тяжелее и с безальтернативной привязкой к одному производителю, что очень фигово.
Да и ни одна система кликеров пока во фрирайде не прижилась до сих пор, поскольку геммороя с этими крепами много (забиваются снегом, в пухляке фиг найдешь и встрегнешься, отщелкиваются). Так что, маркетинг и не более, ИМХО. Смысла покупать не вижу.
О плюсах сплитов вроде все очевидно (свобода, фан, удобство), но, в сравнении со ски-туром есть и минусы.
Во, первых, все эти металлические и пластиковые детали-защелки-прищелки... всегда есть шанс зацепиться за какую-нибудь ветку или что-то в снегу. Бывает что даже на жесткую корку напарываешься (взрезаешь) и цепляешь ее одной из деталей, неприятно. А если ставить половинки сплита как на фото, то еще и друг за друга они цепляться будут.
Следующий момент. Сплиты, в среднем, несколько шире нежели лыжи (скажем так, они как ооОчень широкие лыжи), поэтому, на любых траверсах, особенно долгих и особенно жестких - не сладко. Икроножные мышцы, ахиллы, да и все остальное - в напряжении. Рычаг-то больше. И ладно бы, ботинки были как у лыжников, жесткие, хорошо держащие ногу, так нет, у нас «валенки», поэтому, тяжко в двойне.
Камуса сплитбордистам и ски-турщикам собирать одинаково надо, а вот снаряд воссоединять только нам, сплитбордистам. В условиях ветра, холода и обледеневания, задача бывает гемморройная сложная. Особенно, если металлические защелки на доске обмерзли... оббивать их ото льда можно довольно долго.
Поэтому, пока товарищ на лыжах созерцает окрестности и ментально готовится к спуску, вполне себе можно с десяток минут заниматься шаманскими плясками с бубнами и матерными словами. И не верьте про 1-2 минуты из рекламных проспектов фирм-производителей. На ровной удобной площадке в хорошую погоду, - может быть, сложных же условиях и после 5-6-часового подъема, вряд ли.
Ну и последнее. На жестких и переменных поверхностях, сплит может начать «дрожать» и вибрировать. Вообще-то, это делает любой снаряд, но в нашем случае - чуть бОльше. Все-таки две половинки не склеены, а лишь закреплены в 6 точках. Чаще всего все гут, но иногда от вибраций может защелка (особенно на носу) отходить и вибрации многократно усиливаются. Приходится останавливаться и защелкивать. Когда ты в крепах, это неудобно.
Чем длиннее снаряд и чем он мягче (особенно нос снаряда), тем более выражена эта тенденция.
P.S.Тем кто сейчас готов сказать, мол «ни разу с таким не сталкивались», отвечу: я тоже ни разу не сталкивался, пока по льду не пришлось покататься, там это происходит.
Вот такие дела, братцы... Везде есть минусы, куда без них.
Но и с ними сплит действительно чертовски хорош. И позволяет не изменять своей религии, сноубордингу)).
Лыжник-негодующий))
Аленка свой выбор сделала. Теперь она сплитбордист.
А вот я еще в размышлениях. Все-таки, для работы в горах, как с точки зрения безопасности (обеспечение безопасности группы), так и личной мобильности, лучше хорошего легкого комплекта для фрирайд-скитура ничего нет.
И, как бы не был хорош сплит, все-таки буду осваивать лыжи вторым снарядом)). Но, вместо просто доски, теперь навсегда со мной сплит, это уж точно)).
Cплит с которым нужно ехать в Шерегеш (мечта):