Каждую зиму, помимо наших родных Хибин, где проводим традиционные фрирайд-школы и лавинные курсы, мы стараемся посещать несколько новых катальных районов. Этой зимой основным объектом нашего интереса стала Грузия, точнее горнолыжный центр Гудаури. Итоговый фоторепорт об этом месте - ниже.
Грузия - самобытная, самостная страна, территория. Здесь ты прямо-таки с первых минут, после пересечения границы, начинаешь ощущать что пересек не просто линию на карте, а линию в «головах» людей, в их быте, истории, жизни...
И даже такое молодое поселение, причем, довольно-таки искусственное (горнолыжный центр), все равно этнографично и не смотрится инородным телом на теле Грузии, вовсе нет, оно вполне «аутентикЪ». А оставшиеся осколки советского прошлого лишь украшают. Хотя, одновременно и напоминают другую Грузию, которая была при Союзе. Та, которая цвела и пахла и куда стремились все и которую любили 200 с лишним миллионов человек (Мимино, тархун, Кикабидзе, Казбек, Тбили, киндзмараули, сациви, чурчхелы, бастурма, хурма..).
И я, надо признаться, очень люблю Грузию. И не только потому что моя крестная - грузинка (обнимаю вас, тетя Лейла!). Грузия, она действительно прекрасна. Это редкое место где я мог бы жить, уверен, всю свою жизнь. И не только в Тбилиси, эта страна полна чудеснейших мест.
Но...вернемся к катанию)).
Южные склоны Главного Кавказского Хребта, расположенные на пути влагонесущих воздушных масс с Черного моря, способствуют снегопадам. Место для строительства горнолыжного центра явно было выбрано грамотно. Катальный сезон довольно длинный, снег зачотный, инфраструктура для советского / постсоветского курорта - одна из лучших. И все это в 2-х часах езды от аэропорта в Тбилиси. Аналогов привести сложно, разве что Красная Поляна, где снега еще больше и к аэропорту еще ближе)). Но и цены там в разы больше.
Погода в районе Гудаури в сезон, особенно в феврале-апреле, очень и очень хороша. Статистика по метео говорит нам о том что много циклональной снегопадной погоды, чередующейся с ясной, антициклональной. То есть, то подсыпет, то ясно, то подсыпет, то ясно. Для катания - супер.
Во время прихода антициклонов ясно и фотогенично. За время нашего пребывания в Гудаури (почти месяц), таких было больше половины. То есть очень много. Для сравнения, - в Хибинах, за месяц, таких дней в лучшем случае 6-8, обычно еще меньше.
При этом, внизу у Тбилиси, тепло, зелено и уже весна начинается. А здесь, на высотах 2000-3500 снегопады и прекрасная погода. Ну не волшебство?
Конечно, в связи с обильными снегопадами бывает сложно прорваться из Верхнего мира в Нижний и обратно, поскольку дороги заваливает и может пройти несколько дней пока их расчистят. Но, не это ли истинное счастье для фрирайдера? Быть заваленным снегом в высокогорном селе...без возможности что-либо делать, кроме как кататься)).
Через Главный Кавказский Хребет исторически существовали 3 ключевых дороги: Военно-Сухумская, Военно-Осетинская и, конечно же, Военно-Грузинская.
Из Владикавказа, через Дарьялское ущелье (там погранпереход «Верхний Ларс»), Военно-Грузинская ведет на перевал Крестовый. На фото - один из многочисленных тоннелей / галерей на пути к нему. Почти все они - суть противолавинные сооружения.
А вот и перевал Крестовый, так он выглядит с высоты.
Сколько раз уже был на Кавказе, и летом и осенью и зимой, и в горных походах и на альпсборах и на фрирайде, но ни разу не попадал в серьезную непогоду, чтобы приходилось срочно «свинчивать». Ну может разок, на Джантуганском плато сидели сутки в палатке, держали стойки палатки, чтобы не поломало... , вот и все.
То ли везет (хотя, суммарно, уже около года пребывания), то ли, после Хибин, где непогода это скорее норма, нежели исключение, все эти «испортилась погода», не воспринимаются как таковые. Да холодно, ветер, что ж с того, «рабочая погода, идем дальше»)).
Про подъемники в Гудаури много чего можно было бы сказать. Если в двух словах, то инфраструктура хорошая, трассы ратрачат регулярно, объем наката возможен почти любой, при этом цены для бывшего СССР одни из самых бюджетных. 580 рублей дневной ски-пасс, или 12.000 за сезон.
А если учитывать, что между трасс и рядом есть где по мягенькому покатать, то вообще хорошо. Поэтому, для всех кто только учится или со средним уровнем катания, - будет здорово.
И все это с прекрасными видами на окрестные пейзажи, с поставленными тут и там на отрогах, «сванскими» башнями.
А кое-где и летние кошары, заметенные снегом, тоже красиво.
С точки зрения беккантри-фрирайра, тоже все отлично. Если в режиме лайт и без подвигов. Красиво, просто, удобно. Ближайшие небольшие горки-возвышения Чрдили, Садзели и Бидара вполне доступны. Если понимаете как идти и куда ехать, то нет преград для.
Одно НО...
Лавинная опасность. Она имеет место быть. Это надо признать. Особенно во время снегопадов и сразу после них, ну а по весне при сильной инсоляции. Про лавины в Гудаури.
И это не шутки. Пусть статистика несчастных случаев в Гудаури невелика, но зачем искушать судьбу. Стоит катать вдумчиво и аккуратно, понимая что делаешь и принимая риски (те, которые готов принять). Чтобы не пополнить статистику)).
Как раз перед приездом к нам ребят, были сильные снегопады, навалило столько, что начались разрушения построек. Например, прямо рядом с нашим коттеджом сломалась крыша у строящегося здания, не выдержала (см.фото).
Поэтому, начали раскатывать ребят постепенно, заодно выжидая пока немного пойдет на убыль лавинная опасность.
Подъемники, надо отдать им должное, работали нон-стоп, почти без перерыва, даже в самую плохую погоду и снегопад, трассы при этом отлично были отмаркированы флюоресцирующими вешками (спасибо лыжному патрулю курорта). Когда же выглянуло Солнышко, стало отлично и между трасс.
Зацените, почти как в Европе, след к следу, уважая других катающихся, без каких-либо диких траверсов и вспахивания всего склона одним д...райдером. Понятное дело, так далеко не всегда, даже в Европе и уж тем более в Гуди, но все равно, было приятно наблюдать.
С трасс, начали ребят водить на ближние кордоны, чтобы они вработались, вспомнили что такое ходить со снегоступами и палками, как тропить, как ходить с правильным темпом и т.п.
Правильный настрой перед спуском, эстетика линий... об этом даже не пришлось особо напоминать, благо что ребята почти все были у нас уже на программах, сами старались ехать так, чтобы потом, спустившись, увидеть свой след и остаться им довольным.
Гора Чрдили очень удобна для плавного введения в бек-фрирайд. На ней можно за день делать 3-5 фрирайд-спусков, постепенно все удаляясь и удаляясь по гребню. И вариантов оных много. Включая финишные, - от «креста» или от «башни», в конце отрога, в сторону Кумлисцихе. Спуски простые и довольно однообразные по рельефу, но «все равно лучше чем на работе». Для раскатки - самое то.
К тому же, снега много, к нему нужно привыкнуть. Большинство людей, впервые приезжая в подобные места, по сути заново учатся кататься. В powder-е. Это не совсем привычное катание, точнее вообще не оно. Скорее похоже на серфинг...
И пусть валяешься и вытряхиваешь снег из всех отверстий, но, как же это здорово... завидую ребятам, у них это свежие впечатления и эмоции.
Андрей Плис, красавец... альпинист, фри-дайвер, йога-мен и просто хороший человек. В такие моменты он (как и все мы, люди снега), напоминает больше ребенка, нежели сосредоточенного и очень умеющего себя контролировать фри-дайвера. Побольше бы таких моментов в жизни каждого...и не было бы войн.
Постепенно переходим на более интересные объекты и планомерно раскатываем вариант за вариантом.
Но все это все равно формат «лайт», ибо рельеф простой, перепады небольшие и т.п. В этом отношении все что смотрит в сторону подъемников такое, даже если специально выдумывать и прокладывать линии среди скал, таковым и остается, увы. Но может это и хорошо.
Поэтому уходим от подъемников и переходим к «плану B»)). Долина Коби. Один из самых приятных и длинных фрирайд-спусков в Гудаури. Есть несколько вариантов захода в нее. Самые логичные - либо с обратной стороны г.Садзели Главная, либо с перевала Коби.
Спуск - в сторону села Коби, это уже за Крестовым перевалом. Так что обратное возвращение - на машинке (желательно договариваться заранее о ней). Мы были на своем минивене, так что все загрузились и ок. Главное помнить, если погода становится плохой, валит снег и т.п., лучше не ехать этот фрирайд-маршрут, а то можно «попасть», - закроют перевал и возвращаться придется пешком, много часов, через 4-5 длинных темных неприятных тоннелей и галерей.
По пути можно заехать на смотровую площадку, над глубоким ущельем.
Место очень своеобразно. Издалека выглядит как постсоветский дистрой в стороне от дороги (зимой непосредственно к ней не подъехать), и, на самом деле, таковым и является. Но, посетить стоит, однозначно.
Раз перевал открыт, то в один из дней с хорошей погодой не грех съездить и на сам Крестовый перевал.
Покатать с видом на Крестовый, описанный у множества классиков в различных произведениях, - отдельный пункт, заслуживающий внимания. Подъем получился один из самых сложных за месяц катания в Грузии, но и спуск зачотнейший. Запоминается интересным рельефом (противолавинное террасирование способствует интересности)). Ну и красотой видов, конечно же. Заглавная фото репорта, именно с этого спуска.
Конечно же, были и другие восхождения и спуски (беккантри к монастырю Ломиси), вот, небольшая видеозарисовка с одного из них:
Но, самими приятными, как это не странно, были небольшие подъемы и спуски, что называется «на заминку», у самого нашего дома, буквально за забором, в полукилометре от нас. Уже на закате, с чувством, толком...
После дня катания, такой спуск... кайф.
Перманентно, все эти недели, с начала сезона в декабре и далее, «Крест» (а именно его видят, въезжающие в Гудаури) раскатывали мы, день за днем... Сначала там были только наши 2 следа (мой и Аленкин), потом все добавляли и добавляли...
Первый вопрос Сереги Веденина, при нашей встрече был «Ты видел какие два обалденных следа, с вершинки, при въезде?». Было приятно)). Тем более приятно потом выйдя из домика попить кофе наблюдать их же..., прямо напротив)). Ощущение, что вот так и надо жить, в таком домике, в горах, нас здесь преследовало. Но, пока мы его все-таки не нашли.