Поздней весной и летом ущелье Малоалмаатинки - одно из самых посещаемых в Казахстане. И не удивительно, ведь в основании долины стоит город-миллионник, бывшая столица Казахской АССР, - Алмааты (до 1921 г. - г.Верный, а в 1921-1993.гг. - Алма-Ата). Даже в апреле, поднимаясь по долине вверх в выходные видишь сотни людей, которые идут просто прогуляться и пофотографировать в горы. Но, стоит пройти на пару-тройку часов выше по долине от стадиона Медео и горнолыжного центра Чимбулак, и почти никого. Поднимаясь же на 3400+ ты уже остаешься в одиночестве. Есть лишь смотрители на гляциологическом стационаре Т1, но у них своя медитация. Эта долина в Заилийском Алатау называется Туюксу.
Такая вот удивительная история. Буквально в шаговой доступности от большого города потрясающая высокогорная долина, с красивейшими вершинами и, тишина. А тем временем это место просто создано для беккантри-фрирайда и скитура. Чуть позже, в июле-августе, сюда потянуться альпинисты и горные туристы, но весной именно такая картина.
Сезон и погода
Фрирайд-сезон в Туюксу и окрестных долинах может иметь протяженность почти 10 месяцев, с октября по июль. Этому способствуют большие высоты и преобладающая северная экспозиция. Но, если говорить про именно что «сезон», то есть, про оптимальное время катания в течение года, то это март-июнь. Самые же лучшие погодно-снежные условия в апреле-мае, когда локальный максимум осадков в виде снега по зимнему сезону (по чуть-чуть, но подсыпает почти каждый второй день) и при этом не холодно.
Нормальная погода в апреле-мае, это когда с утра ясно и морозно, днем - хорошая погода и мощная инсоляция, но ко второй половине дня формируется облачность и возможны осадки. Ночью - легкий минус.
По большому счету наверное лучше всего в марте-апреле, - еще чувствуется дыхание зимы, даже днем морозно и снеговая линия низко. Можно скитурить от метеостанции Мынжилки* (3040 м.) почти куда угодно. Но, с другой стороны, о заброске вверх по долине на машине можно забыть, а также об отдыхе после катания, на зеленой травке у домика.
На казахском - Мынжылкы («пастбище для тысячи кобылиц»).
Чего ожидать
Чего же ожидать райдеру, попавшему в первый раз в этот район? Красивых, но сложных линий, как на подъем, так и на спуск. Перепады треков относительно небольшие, по 700-900 метров, но бодрость их порой значительна. В районе не проблема куда-то подойти, проблема подняться и потом спуститься, не «потеряв лицо». Это вообще характерно для молодого альпийского рельефа.
Для катания в Туюксу требуется хороший уровень катания и, желательно, минимальная альп-подготовка. Простых линий мало, по большей части AD+, D*. Да, это некий вызов, но его стоит принять. Красота местных гор и линий стоят того чтобы попробовать.
*- Подробнее о классификации фрирайд-маршрутов
О каталке в районе советуем посмотреть видео. Как известно, одно видео лучше ста фото и миллиона слов:
Логистика попадания
Самолетом или поездом до Алма-Аты, затем на такси вверх по Малоалматинскому ущелью, мимо Медео, до горнолыжного центра Чимбулак (асфальт заканчивается почти сразу за Чимбулаком, на высоте 2300 м.).
Затем пешком вверх по долине, мимо альплагеря Туюксу и Мемориала «Погибшим в горах», через «Ворота Туюксу» и урочище Мынжылки, по грунтовке, ведущей до Т1 (3450 м.).
Если снаряги много (а у фрирайдеров ее обычно до хрена), то стоит подумать о заброске на джипе. На полном приводе можно проехать существенно дальше Чимбулака, как минимум до плотины у метеостанции Мынжылки (3050 м.), а если год малоснежный, или уже конец мая - июнь, то и до Т1. Это существенно сэкономит сил.
Цена такси - 2500-3500 тенге (14-18 $), с машины. Ехать из центра города около часа, может чуть меньше, если нет пробок. Фирм предлагающих услуги такси, как и в любом крупном городе - десятки. Найти контакты в сети Интернет, или на месте не проблема. Заказывать машину до Чимбулака нужно за 40-50 минут, поскольку далеко не всегда есть свободные машины, да и не все водители готовы туда ехать.
Цена заброски на джипе - 20000-35000 тенге, с машины. В зависимости от машины и до куда ехать. Но, в любом случае, рассчитывать на то что машину будет загрузить под «завязку», да еще и сесть туда, не стоит. Дорога сложная, поэтому нормальной практикой является заброска на машине снаряжения и одного райдера, который будет разгружать снарягу и приглядывать за ней, пока остальная команда поднимается своим ходом. Кстати, ждать приходится не сильно долго, поскольку скорость джипа не сильно выше, нежели если идти пешком.
По времени заброски. Стоит ориентироваться на 2-2.5 часа от Чимбулака до 3400, если вы расхожены, акклиматизированы и знаете дорогу. И несете не основной вес, а лишь небольшой рюкзак. Если же первый раз, без акклиматизации и с полной выкладкой, то рекомендуется закладывать около 4-4.5 часов. По времени суток можно посоветовать забрасываться либо рано с утра, пока еще прохладно и не свети Ярило, либо уже во второй половине дня (старт с Чимбулака в 14-15:00), но нужно смотреть прогноз, чтобы не попасть на вечерний дождь и грозу.
Быт
В долине есть целый ряд вариантов где и как жить. Но, все они очень индивидуальны. Важно знать нужных людей и места. Если говорить в целом, то это летние домики, с минимальными удобствами, или вовсе без них. Почти везде нужен туристический коврик (пенка, каремат), спальник рассчитанный на легкий минус, газовая горелка, посуда и т.п. То есть, формат «все с собой». Поэтому походный опыт, в любом виде, приветствуется. За водой ходить нужно на скитуре, туалет в виде «скворешника» на улице и т.д.
Возможно, со следующего, 2016-го года на 3400 появятся первые вагончики с газом и электричеством, ориентированные на скитуристов. Тогда все упроститься и логистика проживания станет очевидней. Как только это произойдет, сделаю UPD и добавлю соответствующую информацию.
Экипировка
По большому счету, комплект экипировки стандартный, но все-таки, есть некоторые моменты, которые стоит учесть.
Для катания хорошо бы иметь увеличенный катальный рюкзак, объемом 36-45 литров. Ведь помимо обычного катального снаряжения скорее всего нужно будет носить альпснарягу, да и для забросок из города наверх на 3400 тоже полезно иметь рюкзак побольше. Маленького рюкзака типа «блинчик» никак не хватит. Всякие SnowPulse и ABS тоже не особо актуальны. КПД их объема невелик.
Помимо этого нужно иметь еще и туристический рюкзак на 70-90+ литров, который будет основным при первой самой главной заброске. И при выброске, соответственно, тоже. Катальный рюкзак вешается либо поверх него, либо убирается внутрь. А лыжи или сноуборд крепятся снаружи. Если опыта (походного или участия в беккантри-лагерях) мало, то стоит подумать о рюкзаке большего объема, если же опыт есть, то хороший ориентир - 65-75 л.
Хорошо иметь с собой полноценный ремкомплект к своим катальным креплениям и вообще всего что может сломаться. Ски-сервиса поблизости нет, так что даже незначительная поломка может привести к потере драгоценного времени, поскольку придется спускаться в Алма-Ату.
Крайне полезен парафин. Как в виде свечи (для камусов), так и жидкий (для снаряда). Ведь нередко катание происходит при околонулевых температурах, особенно днем. Это для снарядов, а для себя не стоит забывать панамки-кепки и солнцезащитный крем с фактором не менее 30, а лучше 50+. Здешнее весеннее солнце на высотах около 4-х тысяч очень злое и не прощает халатного отношения. Сгореть можно очень быстро и качественно. Без защиты от солнца получить за один день силиконовые губы как у пухлой негритянки - легко.
Бивачное снаряжение
Спальник нужен достаточно теплый, рассчитанный на температуру «комфорт» -5-9 градусов, ведь по ночам может быть минусовая температура.
Для вечернего досуга и общего комфорта полезно захватить 1-2 компактных газовых лампы на группу (а также запасные сеточки и газ к ним) и настольные игры. Электронная книга, а также USB-аккумуляторы большой емкости (8-12.000 мАм) для подзарядки различных девайсов тоже актуальны, по вечерам и особенно в непогоду. Хотя, все зависит от места где жить. Если там будет электричество, то аккумы явно лишние. В этом случае лучше взять сушилку для обуви, ведь просушка катальных ботинок - одна из насущнейших проблем в скитуре.
Из гигиенического набора, отдельно стоит отметить влажные салфетки. Пара больших пачек по 40-50 штук в каждой. Очень хорошо если биоразлагаемые (бережем природу).
Альпнаряжение
Добрую половину линий в районе можно ходить и катать без какой-либо снаряги вообще, но, зачем себя ограничивать? Ведь почти все самое интересное в районе требует наличия достаточно минималистского комплекта, который грех не взять с собой. Да и состояние снежного покрова даже на простых маршрутах может быть очень разным.
Самое главное на что стоит обратить внимание, почти все спуски, а часто и подходы к ним, проходят по закрытым ледникам. И да, ледники компактные, зоны трещин небольшие, средний размер трещин около 1-1.5 метра, ледопадов и нет почти. Но, это не означает что нельзя провалиться в трещину и получить на свою голову целый комплекс проблем. Поэтому, базовая рекомендация - по ледникам ходить в связках, на скитуре (снегоступах). И внимательно смотреть за микрорельефом, прокладывать свой трек в обход зон трещин.
Общепринятые показания к хождению в связках:
- Незнакомый ледник;
- Плохая видимость и контрастность;
- Сложный, комплексный рельеф поверхности;
- Есть информация о трещинах и проч;
- У вас недостаточно опыта и знаний (а также, любые сомнения);
То есть, если вы знаете место, видимость отменная и рельеф простой, то можно подумать о движении не связываясь, во всех остальных случаях лучше выбрать более консервативный подход.
В целом, для катания по ледникам с более опытными товарищами, если грамотно выбирать рельеф и не лезть в особо сложные места, нужно не так уж и много альпснаряжения. Из общего - одна веревка на 3-5 райдеров. Из личного:
- страховочная система;
- ледоруб 50-55 см (классический или чуть изогнутый, 300-380 г, максимум 500 г);
- самостраховка к ледорубу (готовая, или самодельная из репшнура 4-5 мм);
- страховочно-спусковое устройство (АТС guide, Reverso);
- 1-2 ледобура (16-20 см);
- 4-5 муфтованных карабина;
- 2 кордалета (репшнур 6-7 мм, 5 метров длиной);
- 1 прусик (репшнур 6-7 мм, 1 метр длиной);
- 2 петли (60 и 120 см);
- альпинистские кошки, на катальные ботинки (гут если облегченные, 450-900 г);
И, надо отметить, набор обсуждаемый. Он сильно зависит от многоснежности года, от опыта команды, а также от принятых паттернов работы со снаряжением (указанный набор - хороший ориентир, основанный на современных подходах в альпинизме).
Причем, если не искать «приключений», то реальное применение находят лишь 2 вещи: кошки на крутых жестких подъемах и ледоруб для подстраховки (как на подъемах, так и на особо бодрых спусках). Остальное же, - «на всякий случай».
Отдельно стоит обратить внимание на такой элемент лавинного снаряжения, как лавинный щуп. Для катания по ледникам стоит иметь максимально длинный щуп (3.0-3.6 метра). Если есть возможность, стоит брать с собой именно такой. Дело в том что щуп на ледниковом катании используется в первую очередь для зондирования глубины снежного покрова, ширины трещин и мощности снежных мостов. Для лидеров связок длинный щуп - норма.
На сколько ехать и что делать (как и где катать)
Минимальный разумный срок на который стоит планировать поездку, если нет предварительной акклиматизации - 9-10 дней из Алма-Аты в Алма-Ату. Если есть побольше времени, то конечно стоит подумать о 10-14 днях, ведь первые 2-4 дня, если быть реалистом, уйдут на акклиматизацию и вхождению в новый режим жизни и катания.
10-дневная фрирайд-программа (пример)
1 день - прилет в Алма-Ату, закупка продуктов и ночевка в городе (в хостеле)
2 день - заброска в Туюксу
3 день - маршрут №1, акклиматизационный выход на пер.Молодежный (3950)
4 день - маршрут №2, несколько спусков в Зеленом Каре, спуск в город
5 день - отдых в Алма-Ате, дозакупка продуктов, подъем обратно в Туюксу
6 день - маршрут №3, спуск с Плеча Туюксу (4200)
7 день - маршрут №4, пик Молодежный
8 день - маршрут №5, ледник Орджонекидзе Западный
9 день - маршрут №6, пик Молодежный или Погребецкого
10 день - сборы, спуск вниз
Если есть акклиматизация, опыт и хороший уровень катания, то можно катнуть раза в 1.5 больше, но, как показывает практика, это сложно, да и не нужно, если вы в районе первый раз. Лучше с «чувством, толком, расстановкой». Нужно же удовольствие получать, от процесса, елки-палки. Именно поэтому моя рекомендация - спускаться посередине поездки на одну ночь в город, чтобы помыться, отдохнуть, проверить почту и дозакупиться продуктами (тогда и тащить при первой заброске будет меньше).
Высота / медицинский аспект
Выше 3000 метров люди без предварительной акклиматизации горную болезнь в том или ином виде чувствуют на себе почти все. Поэтому, нужно быть готовым к встрече с ней (иметь голову на плечах и пару таблеток цитрамона в кармане). Без акклиматизации избежать ее не удастся, увы. Но, с другой стороны, высоты на которых происходит катание в Туюксу, а это 3200-4400 м, еще далеко не 5-6 тысяч, к ним здоровый тренированный организм довольно быстро адаптируется. Из личного опыта, первичная акклиматизация в Туюксу занимает 2-3 дня, частичная 5-7 дней, а полная около 10.
Рекомендации
Перед заброской выспаться, отдохнуть и быть свежим.
В первые дни - щадящие нагрузки и постоянный мониторинг состояния. В случае любых осложнений и отклонений - вниз (сбрасывать высоту).
Соблюдать принцип постепенной акклиматизации (высоту повышать день за днем, не нужно в первый же день лезть на 4+).
Лавинная обстановка
Во время снегопадов с ветром могут формироваться ветровые доски небольшой мощности и непротяженные зоны карнизов. Но, в целом, для весеннего Туюксу это не столь характерно, сколько просто типичные «альпийские качели» (днем - тепло, ночью - легкий минус).
Снег выпадет регулярно, но небольшими порциями и без сильного ветра. И довольно быстро стабилизируется солнцем и околонулевыми температурами.
Так что преобладающий лавинный сценарий для мая-июня в Туюксу это так называемая «весенняя ситуация», когда днем, с повышением температур и уровня солнечной инсоляции резко возрастает нестабильность снежного покрова. Поэтому время выходов строго зависит от дневного прогрева. Если он сильный, то уже к 11-12 дня нужно все катание сворачивать и уже двигаться в сторону «дома». При этом, нельзя не учитывать экспозицию склонов. Юго-восточные склоны уже в 8-9 утра могут представлять реальную угрозу, а северные, напротив, еще не отпущены и стабильны, но катать по ним еще никакого удовольствия «ля бетонн»).
И еще один момент. Для весеннего Заилийского Алатау характерны грозы и, соответственно, такие метеорологические явления как снежная крупа и град (недаром именно здесь одно из тех мест, где в СССР изучали грозовые явления). Эти метеоявления сложнопрогнозиуемы и часто очень локальны. Град может выпасть на одном квадратном километре (склон горы) и все. Для нас, с точки зрения оценки на лавинную опасность это важный момент. Всегда можно попасть на склон где слабым слоем будет захороненная крупа или град. По ней и сойдет. Так что, нужно быть внимательным и не лениться делать тесты.
P.S. Это если кратко. В следующем мае-июне мы снова туда)).
В дальнейшем этот материал переродиться в полноценный минигид по району в разделе «Фрирайд-путеводители».