Альп-комплект снаряжения для glacier-travel / глейшер-тревел

Тем, кто начинает задумываться о бэккантри в высокогорье, особенно о катании по ледникам, рано или поздно придется столкнуться с необходимостью собрать свой небольшой комплект альп-снаряжения. Ниже список-напоминалочка по снаряге для подобных вылазок, с комментариями и рекомендациями по каждому из пунктов. Коротко и по делу.

glacier-travel_poster 2016_ x1200

1. Страховочная система («беседка»). Сейчас почти каждый уважающий себя производитель альпинистского снаряжения выпускает специализированные облегченные системы для скитуристов / ски-альпинистов. Классикой жанра считается BD «Couloir» и похожая на нее шамонийская Blue Ice Choucas III (у нас не найти).

Помимо веса (100-350 г.) и маленького объема в сложенном состоянии, их особенность в том, что они могут одеваться «прямо на лыжника» (не снимая лыж) за счет полностью разъемной конструкции. Момент далеко не очевидный, но, поверьте, достаточно важный. Часто мы скитурим и катаем без системы, которая лежит «на всякий случай» в рюкзаке. Но зато когда она понадобилась, то, возможность одеть ее максимально быстро, без снятия снаряда, это огромный плюс.

Хотя,  это не догма. Многие используют обычные альпинистские обвязки, или, напротив, супероблегченные неразъемные версии, где все убрано, в угоду компактности и весу (например, зарекомендовавшая себя Alp Racing Multi от фирмы CAMP). Какую именно использовать? Зависит от личных предпочтений и возможностей. Если таковые позволяют, то стоит иметь специлизированную версию. Нет? Тогда смело используйте то, что есть. В любом случае, это лучше чем не иметь никакой.

2. Ледоруб («кайло»). Опять-таки, как и в случае со страховочной системой, можно использовать любой обычный, «классический» ледоруб (400-550 г), либо приобрести облегченный (250-380 г), например, BD Raven Ultra или Petzl Literide. По большому счету различий всего два: вес и цена. Только не перепутайте, ледоруб должен быть с лопаткой, а не с молотком. Некоторые модели  бывают и в том и другом исполнении. Нужна именно лопатка. Она — незаменимый помощник при подготовке станций и мест под точки страховки, а также для обработки любых снежно-ледовых поверхностей.

Не стоит брать слишком длинный ледоруб, стандартная длина для катания — 50-55 см, не больше. Но и меньше тоже не надо. Но, это для сноубордистов, для лыжников же можно посоветовать подумать о приобретении палки со встроенным клювом (BD Whippet или аналог от Grivel) . По функционалу очень похоже на ледоруб, только существенно легче и катание ничем не будет отличаться от привычного (в отличие от катания с ледорубом вместо палки).

Если вы уже в «теме» и склонны к альпинизму, даже на своем фрирайдерном поприще, то одним из самых удачных вариантов, правда недешевых, будет Petzl Sum’tec. Я катаюсь именно с таким. А иногда беру даже пару, на случай прохождения сложных снежно-ледовых участков. На фото именно он. Это уже не просто ледоруб…

3. Самостраховка на ледоруб. Никакие стандартные темляки и самостраховки, которые обычно идут в комплекте с ледорубами (по-счастью, это встречается все реже и реже) не подходят. Более того, они небезопасны для использования! Нормальной практикой является применение либо специализированных самостраховок, типа BD Slinger Leash, либо cамодельных, из 4-5-мметрового репшнура. Сделать ее элементарно, достаточно 1.5-2 метра репшнура и пару нехитрых пассов, главное — верно отмерить длину, перед тем как резать.

4. Карабины муфтованные. Самый-самый минимум, это 1-2 карабина. В принципе, в большинстве случаев, если у вас в группе есть более опытные и снаряженные товарищи, этого достаточно. Но, все-таки адекватным количеством будет 3-4 муфтованных карабина. Легкие (40-70 г), небольшие по размеру, с классической муфтой, без каких-либо наворотов. Из того что можно купить в России, стоит смотреть на Petzl, Black Diamond, Самр и Edelrid. Причем, последние, хоть и малоизвестны у нас, на самом деле одни из самых удобных и качественных карабинов на рынке.

Из наиболее удачных моделей надо отметить Petzl Attache New и BD Vaporlock Screwgate. Правда, они недешевы. Легко можно найти аналоги у Camp, SRock или Венто за более вменяемые деньги.

Важное замечание. Крайне не рекомендуется зимой использовать защелку типа байонет / трилок (исключение — Магнетрон). Они замерзают в самый неподходящий момент, а это может создать массу неприятностей.

5. Карабины НЕмуфтованные. Аналогично муфтованным — любые легкие, компактные карабины, без наворотов. Желательно с key lock («без крючка»). 1-2 шт — это минимум, 3-4 шт — оптимум. Любителям максимально облегчаться могу посоветовать Petzl Ange S.

6. Кошки. Тут проходит достаточно важный раздел, на мягкотелых и нет. То бишь, на сноубордистов и лыжников. Первым — не повезло)). Им приходится использовать т.н. мягкие кошки, которые хоть обычно дешевле и легче, но намного менее удобны в использовании, не говоря уже про предательское соскальзывание с ботинок в самый неподходящий момент (рано или поздно, через это проходят все). Лыжники же могут использовать жесткие кошки и не представлять о чем тут вообще идет речь. И правильно, нечего себе голову забивать всей этой «сноубордической морокой»)).

По общим рекомендациям — 12-зубые классические кошки, с горизонтальными передними зубьями, вес пары кошек 600-950 г, одного из именитых производителей (BD, Edelrid, Camp и др).

Кстати, наиболее оптимальным на данный момент считается гибридный тип кошек (например, Petzl Vasak Flexlock), которые могут быть как и мягкими, так и с жесткой передней скобой. Сноубордистам можно порекомендовать именно их, в первую очередь, ведь возможно что следующие ваши катальные ботинки будут с жестким рантом (тренд в современном ботинкостроении в беккантри-фрирайде именно в эту сторону). Но лыжникам лучше все-таки смотреть в сторону «жесткой» классики.

7. Ледобур 13-21 см. Поскольку катание в высокогорье приурочено, как правило, к поздней весне и к началу лета, то можно иметь вообще любой ледобур, имеющий сертификацию. И вроде как не нужно гнаться за его совершенным качеством полировки (хорошие «буры» дороги). НО, с другой стороны, нет ничего хуже, когда вам вдруг нужно срочно «вкрутиться», дабы спасти свою шкуру, а ваш бур предательски отказывается это делать, из-за того что либо лед видетели «зимний», или качество полировки плохое… Поэтому, экономить на буре, это экономить на себе, своей жизни и здоровье. Минимальный джентельменский набор — 1 качественный стальной ледобур фирмы BD или Petzl размером 13-17 см. Если вы достаточно опытный и умеете делать прошивку Абалакова, то 17-22 см.

За мою 20-летнюю историю занятий альпинизмом, одна из лучших моделей (не только для катания, а вообще, в альпинизме): Petzl Laser Speed  и его облегченная модель (идеальная для скитура / фрирайда!) — Laser Speed Light

8. Станционная петля 120 см. Любая дайнема или спектра, шириной 6-8 мм (толще — не нужно, это лишний вес и объем). Ей можно и пристраховаться к закрученному ледобуру в случае необходимости и станцию из нее соорудить. По динамическим характеристикам полезно было бы использовать нейлон, но, опять-таки, он будет раза в 1.5-2 тяжелее и объемнее, а на катании каждые 50 грамм важны, поэтому — дайнема!

9. Кордалеты (2 куска репшнура диаметром 6-7 мм, длинной 4.5-5 метров каждый)

Вопрос спорный, включать ли их в базовый набор снаряжения для катания по ледникам. Для совсем начинающего это скорее 2 бесполезных куска репшнура, но для опытного, совершенно уникальное многофункциональное средство, с помощью которого можно решить практически любую задачу.

На данный момент кордалеты становятся априори необходимым и важным элементом снаряжения в горах, наподобие аптечки. И это, правильно. Даже просто потому, что в случае любого непредвиденного случая, все имеющиеся в наличии кордалеты могут пойти в ход.

Из рекомендаций. Если в вашей команде используются веревки диаметром 8-9 мм, то кордалеты должны быть 6 мм, если же веревки классические (10-11 мм), то 7 мм. Подходит любой качественный репшнур не плотного плетения (чем мягче оплетка, тем лучше).

10. Репшнур, 1 м (пруссик). Аналогично и кордалетам, только это отдельно живущий кусок длиной 1 метр, с НЕсвязанными концами (как  этобыло принято с «пруссиком» раньше).

11. Страховочное устройство АТС («реверсо», «стакан»). С его помощью можно и страховать и страховаться и спускать и спускаться. То есть, выполнять массу операций. Причем, освоить данный девайс можно буквально за полтора-два часа, было бы желание. Из рекомендаций, — АТС с «ухом», т.н. АТС-Guide. И никаких других вариантов. Основных моделей 2: BD ATC Guide (потяжелее и поудобнее) и Petzl Reverso 4 (сильно легче). Последнее уступает Блек Даймонду только на обычных диаметрах веревок (10-11 мм), если же использовать 8-9 мм, то столь же хорошо, но при этом сильно легче и дешевле.

Важное замечание. Этот лишь ориентир для выбора. Итоговый набор того, что стоит использовать, довольно сильно зависит от ваших целей и задач, ну и конечно же от уровня подготовки. И да, здесь не указано групповое снаряжение вроде веревки, расходного репшнура для дюльферов и некоторых других элементов. В рамках данного обзора обсуждается лишь комплект личного снаряжения фрирайдера.

* * *

Получить навыки работы с альп-снаряжением во фрирайде и тут же опробовать полученный опыт на практике вы можете в рамках программ Snow Sense в Приэльбрусье- Альп-курс для фрирайдеров, Бэккантри лагерь на Северном Эльбрусе, Скитурное восхождение на Эльбрус с Юга.

Для тех, кто уже продвинулся дальше начального уровня и уже катается по ледникам самостоятельно в ближайшее время подготовим продолжение материала — Снаряжение для альп-фрирайда.

* * *

Автор текста: Алекс Кузмицкий

Фото: Алена Симонова