С каждым годом Лайнс все брутальнее, а сумма опыта, получаемого участниками, на этом, заглавном, курсе нашей команды - все больше. Об этом небольшой фоторепортаж с комментариями Алекса.
Основная задача курса - научить основам тактики фрирайда / скитура в рамках дневных выходов. Это то, что нигде систематически не преподают. Именно поэтому проводить подобный курс и интересно и одновременно чертовски сложно. Нет почти никаких методических наработок, приходится создавать свои, с нуля.
Многие участники приезжают заранее, чтобы раскататься-расходиться, а заодно акклиматизироваться к высоте (живем на 1800, ходим на 2800-3900). Более того, часть бойцов «разминается» на предыдущих киргизских курсах, что очень грамотно - вход в тему получается намного более плавный.
Первый день - теоретический (лекции, семинары, практикумы). Создаем базу, которую будем использовать дальше ежедневно. В основном - упор на составление тактического плана и работу с картой.
Домашние задания и рекомендации по подготовке, которые все участники получают заранее, позволяют сразу говорить по существу предмета, не отвлекаясь на азы.
Вечером - жеребьевка маршрутов. У каждого будет возможность побыть лидером дня, полностью спланировав и реализовав свой маршрут. В какой последовательности будут проведены маршруты и кто помощник - определяется самими участниками, в зависимости от погоды, планов и готовности.
В реализации всех наших линий, раскиданных по разным долинам юго-восточного Прииссыкулья, помогает Эмиль, чудесный водитель, готовый почти каждый день вставать в 5 утра и приезжать домой затемно. Его позитив и надежность - одна из опор, позволяющих проводить этот курс уже который раз подряд.
Почти все маршруты - это редко посещаемые места, а некоторые и вовсе являются первопроходами-первопроездами. Поэтому участники в равных услових - добывать информацию по своему маршруту кроме как из карты и Google Earth, негде.
Априори, простых маршрутов на Лайнс нет, они намеренно подобраны так, чтобы было сложно. Задача не «быстро и легко», а, напротив, чем с бОльшим количеством трудностей столкнешься, как на стадии подготовки маршрута, так и при его реализации - тем лучше. Только так, через практику, можно приобрести максимум опыта и навыков и конвертировать их в тактическую мудрость.
Ежевечерние детальные разборы дня по 1.5-2 часа - отличный инструмент этой конвертации. Без подобных рефлексий, все эти маршруты, просто «приключения».
...
На выходах я почти не участвую в действиях команды под руководством лидера дня. Его работа автономна и независима. Специально отстаю и наблюдаю издалека за происходящим. Лишь когда требуется risk management, перемещаюсь к лидеру и смотрю насколько все корректно по этой части. Если вдруг «просадки» по безопасности, намекаю-подсказываю, или вовсе беру управление на себя, если это необходимо.
У лидеров есть возможность взять «подсказку» в любой момент, но пользоваться можно ограниченное количество раз, строго по-необходимости.
Оценка лавинной безопасности - ежедневный блок, второй по важности после тактики самого маршрута.
Все задачи ставятся в 3-х вариантах: план-минимум, медиум и максимум. Соответственно, крайне желательно достичь хотя бы минимума. Но иногда и это непросто.
На фото: команда обсуждает, нужен ли им такой план «минимум» вообще)). Может «ну его». И это хорошо, когда возникают сомнения целесообразности того или иного плана. Нельзя же строить маршрут в вакууме. Реальность в виде снега, лавинной обстановки, конкретного рельефа - все это может вносить сильные корректировки.
На фото: горнолыжный центр «Каракол»... как же хорошо, что мы на противоположной стороне долины.
...
Требования к ОФП для Лайнс соответствующие. Нужно быть готовым каждый день ходить по «физкультурному» вертикальному километру, тропить и при этом быть «огурцом». Если не уделял внимания своему телу в городе, будет не просто сложно, а очень сложно.
На фото: Василий Фофанов - один из главных «затропинов» года. Вообще, Василий за последний год по всем скиллам вырос очень сильно. Вася, молодец!
Иван Того - хирург, альпинист и мотивированный райдер. Таких еще поискать. Тот самый редкий случай, когда мы взяли на Лайнс нового участника, только по анкете, и не ошиблись.
Дима Власов и Сергей Троепольский, красавцы. Впрочем, вся команда - молодцы. На Лайнс почти всегда команда отборная.
...
Альпсоставляющей на курсе нет совсем (альп-фрирайд - это другая история), но иногда и здесь приходится снаряды носить на себе. Тоже опыт. Рельеф-то бывает разный.
...
...
...
...
...
...
Чем ближе к концу курса, тем труднее. Накапливается усталость, а сложность маршрутов только нарастает (самые «интересные» истории - на десерт). Пара дней отдыха с теплыми источниками - необходимость. Куда без них. Но даже с перерывами «полное погружение» сказывается на самочувствии команды.
Спуски - отдельная история. Если спуск по пути подъема (что для курса редкость) - это просто и легко. Полчасика и ты у машины. Но это, как правило, не входит в план максимум, и даже медиум.
А вот если «на ту сторону», или вовсе в другую долину... То все далеко не так очевидно. И спуск может вылиться в 5-7-10-километровое «приключение», со скитуром на выходе.
...
...
Иногда подобное выгребалити очень даже симпатичное и приятное. Ну 3-4 км на камусах вниз, и что с того?
Но Киргизия славна своими настоящими, пацанскими «засадами». Когда время спуска может сильно превышать время подъема на гору)). И тут опыта, попой жуй, - то что нужно.
Поиск летних скотогонных троп, попытка вернуться хотя бы засветло - реальность.
Когда лидер дня, благодаря своим талантам и «чутью», заводит группу в подобную историю - это весело, но когда маршруты по 10-27 км, с выгребалити чуть ли не ежедневно - хоть «увольняйся». Но билетик уже куплен, деваться некуда. В кустах не отсидишься, «ты же директор школы»))))
Качественного катания не так много. Во-первых, изначальные задачи ориентированы на скитур и приключения, а, во-вторых, лидеры еще недостаточно опытны. Иногда даже очевидную возможность неплохо катнуть по своим же следам обратно «домой», они решительно отвергают. Вечером, на разборе, каждое лидерское решение обсуждается группой и мной, как куратором всего процесса.
Но бывает и на улице «лайнсистов» праздник)).
...
Тем более что покатать и походить удается в просто фантастических по красоте местах Терскей-Алатау, а с этого года и Кунгей-Алатау.
И не только в привычных уже долинах Джеты-Огуз, Ирдык, Ичке-Джергес, Бозучук, Ак-Булак, Жыргалан и Тургень. Но и во многих других.
Девушки на курсе редкость. Лена Рябчикова - к нам ездит с самой первой фрирайд-школы и выросла от просто райдера, до осознанного фрирайдера. Во многом Ленка была лучшей на курсе!
Дима Власов тоже порадовал. Его суммарный опыт катания и фрирайда - наименьший в группе, чуть больше 3-х лет. Но серьезность и упорство, с которыми он «добирает» опыт, вызывает уважение. Уже сейчас он во многом наравне с остальными, но за пару-тройку лет такими темпами - многого достигнет. Так держать, Димка!
...
Подводя итог, можно сказать что этот Лайнс - один из самых сильных по составу участников и уровню пройденных треков. И да, не все маршруты были реализованы на 100%, но этого и не требовалось. Главное это не достижение цели как таковой, важнее стремление к ней, и, конечно же, сам процесс. Который в данном случае был сложный, на пределе возможностей, но дарующий массу опыта.
P.S. Уже определены даты следующего курса Лайнс - 8-16 января 2017 г. Место тоже, Каракол, Киргизия)).
— LINES-2015 (фоторепорт)
— LINES-2014 (фоторепорт)
Текст: Алекс Кузмицкий
Фото: Алена Симонова, Алекс Кузмицкий