Только что проводили ребят, с которыми провели совершенно чумовые 10 дней. Жутко не хотелось, чтобы они уезжали, и это было взаимно)).
Отепляющее воздействие Иссык-Куля положительно сказывается не только на среднесуточных (среднемесячных) температурах. Но и количестве, и качестве осадков в виде снега, зимой. Даже в этот, не самый снежный год, в Прииссыккулье есть где покатать.
Все подветренные (В-СВ) склоны среднегорья этой части Тянь-Шаня уже покрыты довольно приличным слоем снега. К сожалению, нет плотной «подложки» и это вносит существенные коррективы в технику и места катания, но, тем не менее...
Основные зоны катания расположены между 2000 и 3500 м. Выше 3500-3700 существенно дольше добираться и снега там меньше, поскольку сдувают ветра. Да и рельеф более суровый - хороших и при этом безопасных линий, еще поискать.
Вертикальный километр стал для нас прямо-таки «физкультурной нормой». Что ни день, набирали этот перепад, чтобы попасть к точке старта. Ну, минимум - 750-800 м.
Рельеф очень плавный и как-будто специально созданный для ски-тура. За 3.5-5 часов можно подобраться к бесчисленному количеству хороших спусков, во множестве ущелий района. Было бы желание и задор. Ну и знание что-куда-КАК.
Оборотная сторона длинных и плавных подъемов - столь же длинные и приятные спуски, со средней длинной 4-6 километров. А, поскольку, основные экспозиции катания - северные, то снег там сохраняется хорошо.
Ну и подсыпает регулярно. По чуть-чуть и исключительно по верхам, но все равно приятно. В прогнозах этих осадков нет. Лишь обозначается «верхняя и средняя облачность».
Ребята на Lines приехали очень заряженные, все, без исключения. Сразу видно, «наша школа» (все уже были у нас, многие не по одному разу). Правила катания, лавбез, тактика, тропежка - все это им уже знакомо. Работать с такой командой одно удовольствие.
Ежедневно - выход в высокогорье и работа на рельефе, а после возвращения - разборы «полетов» и презентации. Из 10 дней лишь 1 - выходной, да и то, условно, так как в рамках него устроили тренировку по шинированию и транспортировке и провели лекцию по первой помощи.
Основной упор данного курса Левел 4 - на тактике. Именно с этим у большинства, даже продвинутых райдеров, проблемы. Поэтому, было много работы с картами, составление тактических планов и последующая их проверка на практике.
...
Важно не только составить план маршрута, но и пройти его с группой. А также, при необходимости, адекватно отреагировать на какие-то изменения (погодные, лавинные, состояние участников) и задействовать «план Б» или «план С».
...
Вторая ключевая тема курса - оценка и прогноз лавинной опасности. Этому мы посвящали много времени. Разбирали 3 класса данных, участвующих в оценке (метеоданные, стратиграфию, признаки нестабильности) и тренировались на практике.
Ключевым пунктом было выявление признаков нестабильностей (следы сошедших лавин, вумсы, растрескивания, слабые слои в тестах). Поэтому, много ходили, разбирали различные ситуации и, естественно, делали много шурф-тестов.
Блокнотики в руках, с каждым днем, появлялись все чаще и чаще, даже у заядлых раздолбаев)) На фото: брат Алехандро («Великий», 198 см позитива).
Очень наглядным фоном к этому курсу были повсеместные самосходы лавин (за последние три недели посходило в окрестностях изрядно).
Лавина сошедшая в русло реки, еще не размытая потоком.
Поскольку в рамках курса подразумевалась высокая степень «погружения» участников в тему, то иногда ехали там, куда обычную группу не повел бы никогда. Но на грани -ровно столько, сколько мы могли «вывезти». На фото: лавина от следа (сходит все, по слою глубинной изморози), с виду маленькая, но кулуар нам она прочистила отменно, метров на 250 вниз.
В общем, перца нам хватало ежедневно. Во всех смыслах)))
...
...
Лишь первые три дня я водил группу, как лидер, подбирая маршруты и проводя занятия. В следующие дни курса каждый побывал в этой нелегкой, но крайне интересной роли.
Один день - один руководитель. Ребята сами выбирали маршруты, договаривались о трансферах, назначали время выхода и, вообще, проводили все мероприятия. Опыт, бесценный. При этом, под чутким руководством и с качественной обратной связью (ежевечерний безжалостный разбор полетов).
Редкое оптическое явление - т.н. «конус тьмы». Это тень на облаке от горы правильной формы (как правило, конусовидной или пирамидальной). Чаще всего наблюдается ранним утром, на восходе, с вершины горы (кто ходил на Эльбрус в хорошую погоду, тому могло посчастливиться видеть).
С красивыми видами и различными интересными метеоявлениями нам повезло. Удалось понаблюдать много всего интересного, начиная от гало, поверхностной изморози и банальных ирризаций, и, заканчивая этим самым «конусом тьмы».
...
Прикоснулись и к местным легендам. Например, побывали в месте где отдыхал Гагарин, после первого полета в космос (т.н. «домик Гагарина», в долине Семь Быков).
Ну и вообще, отлично провели время. Не смотря на плотный график выходов и занятий, все равно находили время отдохнуть, поговорить, попить чайку, ну и изрядно повеселиться)). Братья снегоступщики (на фото) этому способствовали.
«Мамалыки» были постоянно в ударе (о мамалычестве Аленка, надеюсь, сделает отдельный материал).
Иногда настолько в ударе, что даже доски ломали, пополам)).
Надо сказать, нагрузки на курсе были, мягко говоря, выше средних. Снаряжение не выдерживало. За короткий срок полетело 2 тросика от BOA, клипса на ботинке, сломан сноуборд, пробито еще 3-4 штуки скользяков, сломан стрэп, погнуты несколько снегоступов, прорезан камус, порваны штаны и т.п. В общем, боевая проверка снаряжения на практике. О багах снаряги будет отдельный пост.
Но, все это воспринималось с позитивом. Спасибо участникам. Саня, сломавший доску в хлам, продолжал кататься на ней, в свиче, переставив крепления. Вот она, тяга к знаниям! А то, что она стала на 30 см короче, ну так что ж... бывает. «Это фрирайд, детка».
...
...
...
...
...
«В Караколе снега - нет!»
...
Иногда нашу банду охватывала тяга к новому и мы пробовали жизнь на вкус, в том числе и некоторые вещи, которые не относятся напрямую к фрирайду, но, по сути - чистый фрирайд. Например, местный напиток БОЗО. Кто пробовал (или хотя бы видел его) понимает о чем речь... Нужно быть настоящим фри, чтобы не очкануть и сделать это)))).
Местные «родоновые» и прочие источники, из этого же числа. Очень аутентично и специфично. Эмоции - сильнейшие.
Спасибо вам, ребятки, за все! У нас с Аленкой это были по-настоящему счастливые и драйвовые дни. Через 3 дня начнется следующий курс - Lines 2. Интересно, как все пройдет в новом составе.
Автор: Алекс Кузмицкий
У брата Алехандро стакан всегда наполовину полон))).
а там все такое плоское в регионе?
какую доску сломали?
Доска Бертон)).
Плоское? Хм… я на фото другое вижу. Но, верхняя альпийская зона (выше 3500-3800), сложно достижима в рамках однодневного выхода. Километр-полтора набора за день можно, но больше, увы сложно.