Пик Молодежный (4147) в Туюксу - самый посещаемый в районе, особенно среди фрирайдерной братии. И это вполне объяснимо: расположен близко от города, красивый, восходить на него легко (1Б), да и наличие прямо у подножия гляциологической базы Т1 тоже способствует популярности. Летом можно подъехать практически под гору прямо на машине.
И тем удивительнее, что из десятка линий, которые просматриваются на «Молодежке», катают лишь 3-4, остальные - потенциальные первопроезды. В том числе и самая центральная линия, по, т.н. «Лапе» (висячий ледник в форме лапы зверя). Выглядит бодро, мягко говоря. Зацепила эта линия меня в прошлом году, так что решил не откладывать, а попробовать проехать. Что из этого получилось - в небольшом отчете ниже.
![LAPA_line](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2015/06/LAPA_line.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/11/302904253.6/0_289cf9_83ec0c7c_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/302904253.6/0_289cf3_7301f24b_XL.jpg)
Средний уклон в этой части горы довольно комфортный, градусов 40-45, вряд ли круче. В отличие от соседних линий слева и справа, где местами бодрые 45-50+. Благодаря висячему леднику и создается такой комфортный угол. Но если бы все так было просто... Есть 4 существенных нюанса, которые собственно и определяют эту линию.
1. Сложное ориентирование. Начав спуск ты уже не очень понимаешь где именно едешь и над какими из сбросов в данный момент находишься. Поля огромные, много плавных форм, уводящих влево-вправо. Требуется хорошая видимость и навигирование райдера наблюдателем снизу. Иначе может получиться «неаккуратненько».
2. Резкое увеличение крутизны в конце, вплоть до 90 градусов. Требуется вовремя остановится (а это не так просто - учитывая качество спуска, хочется ехать и ехать...).
3. Высокие требования к кондиции и стабильности снежного покрова. Если нет уверенности в том что снег стабилен - ехать нельзя. Инициировать лавину в нижней части спуска очень просто. Последствия очевидны.
4. Все заканчивается 30-50 метровым ледовым сбросом. Требуется спуск с использованием альпснаряжения (дюльферы на прошивках Абалакова или «самовыкрутах»).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3607/302904253.6/0_289cf8_c5182ecb_XL.jpg)
Если снега много и он лежит до самого края ледника, то, ювелирно зайдя в нужную точку (есть пара подходящих мест), можно обойтись 20-30-метровым дюльфером. Но, когда снега много, сильно лавиноопаснее, да и поди ты на 50-градусном склоне подъедь точно куда нужно, учитывая что ни черта не видно и под тобой сбросы. Так что, в стандартной ситуации ориентируемся на 40-50 метров спуска по ледовым сбросам.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6815/302904253.6/0_289cf1_4ed94d17_XL.jpg)
Еще на этапе планирования маршрута было принято решение ехать прямо вниз, целясь на левую треть Лапы. Там и снег ниже опускается и лед более монолитный (для дюльферов это важно) и под тобой, не дай бог что, снежный склон, а не скальные выходы. Шансы выжить есть. Хотя падение с такой высоты здоровья явно не добавит.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16145/302904253.6/0_289cf4_51ca52ee_XL.jpg)
Вместе с нашей командой взошли на вершину, дальше я ребят подстраховал на их спуске и пошел к своей точке старта, готовиться. А они в это время переместились по леднику в сторону удобного места на морене, откуда хорошо просматривается вся Лапа.
На фото: Пузан офигивает от происходящего. И хотя он уже прошел альп-курс, опытный лыжник, да и катаем уже две недели в Туюксу весьма бодрые линии, но все равно, - такое ему в новинку.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15494/302904253.6/0_289cf6_9281bad1_XL.jpg)
На пике Молодежном самый сложный альпинистский маршрут - 3А к.с., ледово-снежный. Собственно, по Лапе он и проходит.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15541/302904253.6/0_289cf5_1f0c7d1a_XL.jpg)
...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3111/302904253.6/0_289cf7_b99a0c63_XL.jpg)
Можно было бы обойтись 2-3-мя дюльферами по 25-30 метров, собственно я так и планировал. Но ребята перестраховались и остановили меня чуть раньше. Наверное и к лучшему, толщина снега на льду там резко уменьшалась. Там где я остановился было 15-20 см, а там где планировал и куда пришел после одного дюльфера уже 7-10 см, то есть на пределе.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5822/302904253.6/0_289cf0_17dd984e_XL.jpg)
Так что в итоге получилось 4 куска по 25-30 метров, то есть суммарно порядка 100-110 метров дюльфера (веревка 60 метров, на спуск складывается пополам).
Высота старта - 4140, точка остановки на Лапе - 3730, конец дюльфера - 3670, конец спуска у морены - 3500.
Если оценивать по классификации фрирайд-спусков, то это D, 5.1, E3, III (общая категория, сложность спуска, риски, подходы). Общая сложность спуска, на мой взгляд, проще, но последняя секция, перед сбросами обязывает.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15480/302904253.6/0_289cee_fd6e8ce9_XL.jpg)
...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4413/302904253.6/0_289cef_8f801184_XL.jpg)
Сам спуск мне очень понравился. Сочетание сложности, фановости и общего какого-то задора - что надо. Но повторять без должной подготовки и общего понимания что делаешь не рекомендую. Это тот самый случай, про который можно достаточно уверенно сказать «если ошибешься - умрешь».
P.S. Про классификацию фрирайд-спусков - в отдельном материале.
Текст: Алекс Кузмицкий
Фото: Алена Симонова, Иван Бетанов