1.Логистика попадания в Шерегеш не проста и утомительна. Сначала на самолете до НСка (самый дешевый вариант), Новокузнецка или Барнаула, а потом уже на специальном «шеребасе» от 3-4 и до 8-10 часов езды, в зависимости откуда ехать. И это еще самый простой вариант. Если вы один (тогда такси не вариант), а «шеребас» именно в этот день не едет, то настоящий экспириенс с несколькими пересадками на жд и автобусах вам обеспечен.
2.Дорого. Если не «ужиматься» и не шаманить в сторону бюджетности, то поездка в Геш получается далеко не так дешева, как может показаться. 35-45 тыр на две недели отдыха? Легко. Так ведь за эти деньги можно в Андорру съездить (по горящему туру сильно дешевле), или, если накинуть 10-15 тыр, то и на кашмирский Гульмарг хватит.
3.Соотношение «цена-качество» оставляет желать лучшего. Дороговизна поездки и ее финансовое КПД, это разные вещи. За одно и то же количество денежных знаков в енотовом эквиваленте можно сделать совершенно разное. Так вот в Геше это самое «цена-качество» среднее и резко повышается лишь в дни крупных снегопадов, особенно в будние дни, когда народу немного. Если же снегопадов нет... увы (логичный вывод, - сюда нужно ехать нужно либо надолго, либо «под снег»).
4.Миф о божественном паудере... Как показал бесснежный декабрь этого года, да и интервьюирование ряда местных райдеров, миф о том что в Геше все время хорошо со снегом, несколько не соответствует действительности. Много снега в горах Японии и др. местах, но никак не в Шерегеше. Да и среднезимний максимум снежного покрова по вершинам около 120 см говорит об этом (у нас в Хибинах примерно столько же).
5.Несогласованность горнолыжных курортов и отсутствие единого ски-пасса. Подъемников 17, это это ни фига не один ГЦ. Для новичков разобраться в хитросплетении подъемников и какие карточки где действуют, не просто. Нужно дня 2-3 чтобы в это все «въехать». Плюс, невозвратность карточек и денег с них на доброй половине систем, это конечно полный ахтунг.
6.Уровень подготовки трасс - средний, а порой и просто плохой. Для тех кто приезжают катать именно по трассам, это серьезный минус, особенно для «жестких» и обучающихся. За эти же деньги можно полететь в Красную Поляну, на газпромовский курорт Лаура и получить десятки километров идеально подготовленных трасс за 1000 р в день (единственный действительно по-настоящему европейский курорт в стране, благо что президентский).
7.На трассах и возле них много снегоходов. Частным извозом на окрестные вершины (Крест-Курган и Мустаг) занимается человек 40-50. Плюс приезжие ребятки на своих машинах (как правило компаниями). Для такого небольшого места как массив Мустага это явно много. Постоянно встречаешь даже на трассах, хотя там им находится и запрещено, а когда уходишь на беккантри, то и подавно. Напрягает, да и не безопасно.
8.Непрофессионализм сервиса, его доморощенность. С точки зрения приемлемого уровня цен и некоторой «атмосферности» это даже неплохо, но иногда уж слишком все на коленке и безолаберно. К тому же появляется следующий момент. Вроде все друг друга знают и туриста ценят, но все равно, нет да проскользнет ощущение что «не ты приедешь, так другой». Местные явно чувствуют что народ к ним ехать будет всегда, поэтому уже не ценят отдельно взятого человека, он теряется за потоком из тысяч. Следующий неизбежный этап, - сертификация и стандартизация, с повышением уровня качества, но и потеря атмосферности, увы. Но пока, вот это зависание между этапами развития. Эх, как бы нам и уровень сервиса поднять, но при этом душевность сохранить... есть же места где это удается!
9.Бедность рельефа. Причем как с точки зрения катания (фрирайд тут тут по-хорошему интересен только лесной), так и с точки зрения фотогеничности и красоты видов. Исправить это нельзя... нужно лишь принять.
10.Холодно. Сибирский зимний антициклон рядом.. поэтому морозы по -25-40 имеют место быть. Как и с видами, с этим ничего не сделаешь. При этом мифы на счет «теплого» декабря и проч. не более чем мифы. Морозы могут залупить и в ноябре, а могут даже в марте, не угадаешь.
11.Апре-ски в зачаточном состоянии. По мне так это даже плюс (жалею лишь что хорошего кафе нет), но для большинства райдеров это не так, подавай развлечений и зрелищ. Вот с этим тут вилы. Клуб «Куба», - эпицентр ночной жизни в пятницу-воскресенье, апофеоз местной клубной жизни... можно разок сходить, но более? Ну хорошо, можно еще разок сходить в местный кинотеатр, на очередной треш, но что далее? Лишь медитации, чтение книг, просмотр видео на ноутбуке, банька (вот это есть, да) и т.д.
Как нетрудно заметить, там где плюсы, там же примерно и минусы, они идут рука об руку.. но это нормально)). Важно лишь уметь проводить границу и отличать одно от другого.
P.S.Да, совсем забыл... наличие бывших заключенных в поселке создает порой особый колорит, а иногда и порождает проблемы общения)). Это помимо местной брутальной гопоты (по одному гулять, не рекомендуется).
Алекс, если ты не заметил, в посёлке даже тюряга есть. Сейчас стало всё гораздо проще, построены нормальные гостиницы и даже 2 хостела – Profilac и yes, там своя непередаваемая атмосфера, встречал людей, которые там живут сезон, работают на удалёнке и катаются под снегопад. Рынок сдачи квартир в аренду потихоньку сворачивается.