Лофотены под парусами: летняя разведка (фоторепорт)

Очередная мильная практика, из которой недавно вернулись, проходила в норвежском Заполярье, в одном из самых красивых мест на Земле, в мире фьордов и тысяч островов. Стартовали мы на Лофотенском архипелаге, а завершили наш поход на Шпицбергене, всего-то в какой-то тысяче километрах от Северного Полюса.

Начнем с Лофотен, этот репортаж о них.

010

Следующий апрель как раз проведем в регионе Лофотены-Тромсе в формате сейлинг-беккантри, так что, помимо мильной практики, разведывали места, естественно)).

060

Все путешествие, от начала и до конца, «вставляло». И хотя мы поездили по миру достаточно, но в Норвегии, к своему стыду, до сих пор так и не были. Было внутреннее представление «как в Европе, ну только северней«.

Но, реальность превзошла все ожидания. Норвегия — это совершенно другая Европа! (менталитет, деньги, как живут люди, природа, — все иное). Столько необычного, интересного, сочного… давно так не крутили головой и не дивились на всякие штуки вокруг. Начали мы это делать еще в Осло, гдеустроили 2-х дневный стоп-овер, но в полной мере удивление нас догнало на островах.

070

Свольвер — столица Лофотен. Чтобы вы понимали, это черте где, за Полярным кругом, на островах. Но здесь, в городке в 10 улиц есть все. Только северная природа вокруг и Полярный день подсказывают, где ты реально находишься.

На фото: причал прямо у центральной площади Свольвера. Мы там провели пару дней, пока готовили лодку к переходу на Шпицберген.

080

«Норвежские цены», это уже прям какой-то мем. Страшные рассказы бывалых о булочке из Мака за 1 тр. и проч. Перед поездкой ты думаешь, что морально подготовился и тебя не удивить. Ребята, как не готовься, но к такому подготовится конечно сложно. Чес слово.

У меня было «де жа вю» с Чукоткой (10 лет назад ездил в геологическую экспедицию). Как и тогда, здесь в магазинах не очень понимаешь что это за цифры, к какому из товаров, а нет ли ошибки, не за упаковку ли…

На фото: упаковка чая Earl Grey. Цена 650 р. Понять это сложно. Нужно просто принять на веру. И правильно тратить средства, внимательно изучая ценники, а то после нечаянной покупки в булошной придется «почку продавать».

085

Но в Норвегии — безумно красиво! И ты быстро забываешь о ценах и адаптируешься к ним, точнее, адаптируешь свое поведение под них (хорошее лечение консьюмеризма, должен заметить)).

090

К тому же, когда закупки делятся на всю банду, а часть привозится с родины (например, гречка), выходит даже ничего.

095

Ну а если добавить в рацион трески и скумбрии, которых здесь вдоволь, то и вообще получается шикарно.

096

100

Красавица, 54-футовая (примерно 17 метров) Джульетта. Обошла вокруг света. И типичная картинка поселения на Лофотенских островах. Хорошо выглядит, не правда? Не то слово.

130

Всю неделю на Лофотенах ловил себя на мысли «боже, как здесь красиво, если бы не норвежский язык, переехал бы сюда жить«. На сколько уж я люблю Беломорье, но здесь — просто бомбастишь. И нет комаров!

500 км на морских каяках по Белому морю (фоторепорт)

140

190

Во многих малонаселенных местах в Норвегии оплату за какую-либо услугу (проживание в горном приюте, покупки в магазине, стоянка в марине и т.п.) ты просто оставляешь с специальном ящике.

На фото: Джульетта стояла у этого причала 3 раза за последний месяц. Никто так денежку пока и не забрал (в маринах принято подписывать оплату, за какую лодку и от какой даты).

180

После того как проложили асфальтовые дороги по кругу Лофотен (и возвели мосты), путешествие на машине по здешним краям — один из самых удобных вариантов. Собственно, почти все так там и путешествуют — на своих авто либо на арендованных (многие европейцы — на автодомах или с кемперами).

Но, яхтенный формат даже больше подходит этому району, где острова, проливы, каналы, течения, приливы, скалы… все это обзреть, пропустить через себя, в полной мере можно только с воды. Ну и виды на поселки, конечно же, с воды гораздо зрелищнее.

На фото: конец июля, но Полярный день позволеяет ходить круглосуточно не думая о «ночных вахтах» и навигационных огнях.

195

200

Кстати, о навигационных огнях / маяках. Навигационная ситуация в Норвегии сложная. Безумное количество подводных скал, отдельно расположенных опасностей, узких проливов и т.п. Все это усугубляется приливами и, что еще хуже, течениями, местами достигающими 7-9 узлов. В общем… район не для первого яхтенного опыта, мягко говоря (речь сугубо про парусные и моторно-парусные судна, катера — это другая история).

210

Поэтому помимо вахтенного рулевого всегда был еще и штурман (каждый день — назначался ответственный на эту роль). Чтобы рулевой рулил куда говорит штурман и не отвлекался на чрезвычайно насыщенную навигационную обстановку. Здесь это актуально.

240

Отдельная история — прохождение мостов. Мосты везде разной высоты (от «высокой воды», естественно) и не везде мы проходили со своей 27-метровой мачтой. Приходилось учитывать. Ну вы наверняка видели посты про это в моем 100-грамме )).

250

Когда такая штука подходит и буквально «вписывается» в пролет, страшновато.

300

Если говорить про весь поход, то, как ни странно, больше всего получил эмоционального и практического опыта не от тех вещей от которых ожидал. В первую голову я настраивался на хорошее яхтенное обучение, получение морского опыта ну и рекогносцировку мест для фрирайда в апреле-мае. А на самом деле, впечатлили меня две вещи: Ландшафт (природа) и Команда (все — яхтенные капитаны).

На фото: наша небольшая дружная лофотенская команда, Аленка фотографирует.

Ребята, все — личности. С каждым интересно и у каждого можно поучиться. Спасибо вам! Надеюсь увидеть каждого из вас и еще не раз (UPD. с Женей «Дельные вещи» уже походили по Финскому заливу на его яхте).

320

Наши швейцарские резиденты, Володя и Тимур. Позитив и любовь к жизни во всем!

325

Эдик Пустоваров, мой постоянный сменщик и напарник по вахте, ни разу на нее не опоздавший (в 2:00 ночи это ценишь как никогда). В миру — владелец компании по доставке грузов в Якутию «Направление — Север» (что было весьма символично в нашем походе)). Настоящий капитан в душе!

327

Аленка. Единственная девушка в походе, фильмейкер (ждем фильму!), мастер фен-шуя.

330

В общем, все как на подбор.

350

Кэп Джульетты — Евгений Шкаруба (seapractic.ru). Художник и опытнейший капитан. Совершенно выдающееся спокойствие, основывающееся на 100К+ морских миль и знании Джульетты, как себя самого.

Таких филигранных швартовок в реально сложных условиях я еще не видел никогда (надеюсь и сам когда-нибудь достигну подобного). При навальном шкалистом ветре 25 узлов вписываться между какими-то баржами с зазором в 1-2 метра, учитывая что матросы у тебя швартовы из рук роняют даже в спокойных условиях… это сильно. И все безукоризненно выдержанно.

500

Обучение было чисто символическое, в виде одной лекции по приливам-отливам и решению задач после. Все понятно и доходчиво. Хотя, думалось что подобное будет каждый день. Но, нет. Сила Евгения в другом: аура, дух, приключения, команда.

550

Сплочение команды на баке, за хорошим ромом. В роме, вся команда, за исключением нас с Аленкой, оказалась профи ;-).

570

600

Лофотены Лофотенами, но главная цель нашего путешествия — Шпицберген / Свальбард. Так что, дойдя до одного из крайних мысов, смотрящих в его сторону, мы стартовали. Погода, в целом благоприятствовала (попутные ветра), но пара дней вжаривало конкретно, до 30+ узлов.

По странному стечению обстоятельств, эти моменты почти всегда приходились на мои с Эдиком ночные вахты, когда все, включая и кэпа, почивали… приходилось или самим принимать решения, или будить кэпа (хотя, он часто и сам просыпался, благо чуйка).

700

Однако, в целом, с пгодой несказанно повезло. Из 12 дней всего похода, 10 были вот такими… Кому рассказать — не поверят. Да мы и сами не верили. Порой, сидя на юте и жаря треску на барбекю, ловили себя на мысли «..мля, мы же в Арктике, у 78-й параллели, быть не может».

Кто меня знает хорошо, знает эту мою особенность, там где Алекс — там хорошая погода (или снег, в зависимости от того что требуется). Раньше меня в экспедиции выписывали на фиктивные должности «буровым мастером» просто чтобы экспедиции сопутствовала удача.

На фото: переход до Шпицбергена занял 3.5 суток. Из них большая часть времени была такой.

900

Наконец-то, Шпицберген!.. но об этом во второй части.