FAQ для начинающих фрирайдеров-лыжников

Сергей Шестихин: К сожалению, у меня нет волшебных пилюль. Но я постараюсь честно ответить на все вопросы. Уверен, что задавать правильные вопросы – это искусство, потому что правильный вопрос содержит в себе половину ответа. Поэтому и вопрос, и ответ требует времени и внимания.

СНАРЯЖЕНИЕ И ЭКИПИРОВКА ЛЫЖНИКА НА ФРИРАЙДЕ

 - Какие лыжи подходят для фрирайда? (ширина min/max, ростовка, min/maх, жесткость)

Выбор оптимальной лыжи для фрирайда, занятие глубоко личное, почти интимное)). Оптимальность зависит от физических данных – роста, веса, силы и выносливости. Также это зависит от рельефа, по которому предстоит кататься, скорости и стиля катания. Главный критерий понимания этого – личный опыт.

Поэтому рекомендую начинать с моделей умеренной геометрии - с ростовкой на 5-10 см выше вашего роста и с талией примерно 100-110 мм. В общих чертах, можно сказать, что длинные и жесткие лыжи стабильнее держат заданную траекторию. Короткие – более верткие. Чем мягче лыжа, тем меньше нужно усилий (и скорости) для поворота на ней. При этом нет смысла гнуть их в магазине, единственный верный критерий – их работа на склоне.

- Нужно ли обязательно покупать специальные лыжи для фрирайда или можно начать на своих обычных, для «трасс»?

Можно, по крайней мере, я именно так и начинал. Кроме того, иногда в школе можно потестить верхние фрирайд-модели MOMENT и Black Diamond. Это поможет лучше понять, какие лыжи лучше подходят именно вам.

- Какие лыжи точно не брать в Кировск / для фрирайда?

Беговые и спортцех)).

- С каким рокером лучше брать лыжи?

Не парьтесь, честно.

- Установка креплений: по каким меткам? стоит ли переставлять крепления?

Я ставлю крепления по меткам производителя и не думаю над “плюс-минус 5 мм”. Считаю, что инженеры-конструкторы знают свое дело, по крайней мере в тех лыжах, которые я выбираю. Непреодолимое и обоснованное желание сдвинуть крепление от центральных меток может возникнуть только в процессе практического тестирования, а не в интернет-обсуждении.

- Отличается ли настройка креплений для фрирайда? (Нужно ли ослаблять или закручивать «отстрел» пятки/носка? Всегда ли надо регулировать усилие срабатывания пятки и головки креплений на одинаковое значение или есть особенности снежного покрытия когда надо, например, увеличить усилие на пятке или на головке креп?)

Настройка срабатывания креплений зависит от веса лыжника и манеры катания. Какой-то особенной настройки креп под фрирайд нет. Ослаблять крепы по сравнению с обычным катанием нет смысла – рельеф вне трасс, как правило, сложнее, значит больше шансов потерять лыжу. Затягивать сверх меры также не стоит. Все-таки срабатывание креплений бережет вас от травм, нет смысла добровольно отказываться от этой защиты. На склоны, где отстегнутая лыжа неминуемо приведет к травме, мы вас не поведем. Головка и задник креплений не обязательно будут отрегулированы одинаково. Это зависит от особенностей катания. Например, пятка может быть затянута потуже для высоких прыжков. Но все-равно эти значения где-то рядом. Еще стоит проверять правильность подгонки креп по размеру ботинка, чтобы получился «преднатяг» при вщелкивании.

- Какие ботинки подходят для фрирайда, а какие нет? (жесткость, что-то еще?)

Самое важное, чтобы ботинок был удобен, как и любая другая обувь. Жесткость не имеет принципиального отличия от ботинок для катания вдоль подъемника.

- Ски-турные крепления: имеет ли смысл ставить для поездки в Кировск? / вообще для фрирайда? Существуют ли ски-турные адаптеры?

Специально ставить ски-тур крепления для участия в наших программах не нужно. Веса они добавляют (я имею ввиду серьезные крепы, позволяющие как ходить, так и полноценно кататься), а доля ски-турного хождения в школе невелика. Другое дело, если вы планируете погулять по Хибинам или другим большим горам. Я использую ски-турные адаптеры. Беру их не всегда, по необходимости. Со ски-туром неминуемо возникнет и следующий вопрос – про камус.  На эту тему посмотрите обзор Алекса - О камусах и нюансах их использования.

- Как выбрать для себя палки? Как установить правильную длину палок?

Палки должны нравиться)). Их выбор никак не отличается от выбора палок для трассового катания. Если по этому поводу возник вопрос, значит еще рано во фрирайд))). В наших программах удобно использовать телескопические палки. Причем выбирать их с запасом длины. Компактно убирать их на рюкзак не так актуально, как еретикам сноубордистам. Зато дополнительные сантиметры очень пригодятся при выталкивании по положнякам после спуска.

- Обязательно ли брать рюкзак, к которому крепятся лыжи? Какое крепление удобнее?

Да, обязательно. Причем функциональность рюкзака стоит проверить еще до поездки. Система крепления не важна, тут кому как нравится. Мне удобнее, когда лыжи крепятся по диагонали.

- Какая защита точно нужна лыжнику? Какая желательна?

Обязательно нужна каска. Все остальное – индивидуально. Правильно упакованный рюкзак защищает спину. Я часто катаюсь без защиты, но это не пример для подражания, честно. Это просто плохая привычка. На время серьезных спусков и соревнований я всегда в шлеме.

- Отличается ли подготовка лыж для катания вне трасс от обычного сервиса? Нужно ли делать ски-сервис перед поездкой?

Никаких особенных отличий в подготовке лыж для трассового или внетрассового катания я не вижу. Спортсмены борются за сотые секунды, а нам это не актуально, поэтому простой ски-сервис вполне достаточен – заплавка дыр в скользяке и заточка кантов. Кто-то наверняка начнет упираться по поводу углов заточки, но это не ко мне. Если вы много катаетесь вне трасс, то задача максимум – это вывести ровную и острую грань канта, выправить зарубки от камней… А 89 или 90 градусов – это актуально спортсменам и профессионалам интернет-райдинга.

ТЕХНИКА КАТАНИЯ ВНЕ ТРАСС

 - Какие отличия в технике катания вне трасс относительно трассового катания? Как достичь мастерства в лыжах? Как совершенствовать свои навыки и умения?

Долго я парился над этим разделом, - все лето)). И решил написать честно. Субъективно и, может быть, не всегда приятно, но полезно)).

Чаще всего фрирайдерам не хватает умения кататься. Того самого, которому учат в спортшколе. Или на курсах под руководством инструктора. Человеку, уверенно катающемуся на лыжах, не составляет особых сложностей кататься вне трасс. Проверено на практических примерах. Разрядник или КМС по горным лыжам в первый же день будет кататься вне трасс круче, чем ЛВК (любитель внетрассового катания), прошедший какую-нибудь бэккантри-программу с лавинными курсами. Поэтому первый совет – учиться кататься. Реально учиться реально кататься)).

Следующее – я считаю, что катание во фрирайде должно быть адекватным. Адекватным способностям лыжника, рельефу и состоянию снега. Почему-то широко распространено мнение, что во фрирайде главное — «мочить и спрямлять». Но в узких кулуарах, при плохой видимости или сложном рельефе удобно спускаться короткими поворотами, контролируя скорость и удерживая сцепление со склоном. А по разбитым весенним буграм в могульной технике. Другое дело, что половина «фрирайдеров» и пол склона не проедут такими «чих-пыхами», которыми дети в спортшколе на тренировке гоняют. А иногда нужно уметь именно «мочить» — уверенно проехать напрямую часть склона. Соответственно, «уметь кататься» для фрирайдера – это значит кататься разнообразно. Чем шире технический арсенал лыжника, тем адекватней, с большей безопасностью и удовольствием он сможет кататься.

Далее, каждый должен заниматься своим делом. Все возможно при должном желании. Хочется тренироваться в межсезонье – похвально и разумно! Поищите в интернете, информации сейчас полно. Или сходите в горнолыжку, пообщайтесь с тренером, зайдите на горнолыжную тренировку в межсезонье. По прыжкам и трюкам – тот же принцип. Есть информация, видеоуроки, есть возможности тренироваться на батуте и на горке под руководством инструкторов, используйте эти возможности. А попытку лечить чакры и пукры по интернету я воспринимаю бессмысленной тратой времени, уж извините, - это часть практическая.

Рекомендую посмотреть фильм с Кириллом Анисимовым «Lines», есть в сети. Со своей стороны получая регулярные предложения покататься вместе и поработать над техникой, в этом сезоне предлагаю практические занятия.

- При дропах на рельефе имеет ли значение длина пятки лыжи? Дроп с приходом на длинную пятку проще выполнять, чем на короткую? Речь про приземление прямо, не в свитче.

Мне лично проще, да.

- Лыжи с рокером тяжелее контролировать на жести и задутых склонах. При отсутствии второй более универсальной пары лыж как стабилизировать на таких склонах поведение лыж с рокером, за счет какой техники, может изменения стойки?

Эти сложности связаны с недостаточной длиной канта, удерживающего лыжу на жестком склоне. Ну и с недостаточной жесткостью лыжи, все-таки лыжи с рокером сделаны не для такого снега. А значит, для контроля в таких условиях нужно прикладывать больше усилий.

Выхода два:
1. Использовать лыжи по назначению.
2. Качать ноги.

По сути, это как ответ на проблему «пилю дрова надфилем, так как пилы нет, что делать?» ))).

ПРАВИЛА КАТАНИЯ ВНЕ ТРАСС

 - Какие правила необходимо соблюдать, катаясь в новом, незнакомом месте? Могу ли я кататься в незнакомых местах без гидов?

Вы можете кататься как вам хочется, лишь бы не мешать другим, на то и фрирайд. Как и в остальной жизни, вы в праве делать собственный выбор, и вынуждены за него нести ответственность. Несколько универсальных рекомендаций, которых я сам стараюсь придерживаться.

1. Старайтесь получать информацию напрямую, без посредников и испорченного телефона. Интересуйтесь о степени лавинной опасности у лавинщиков, спасателей, гидов. Опираться на информацию соседа по очереди на канатке - не стоит, даже если у него весь рюкзак в нашивках. Стоит принимать его мнение только если это достоверная информация, например, если он видел следы лавин на склоне. Информация в духе «катался, все нормально» или «я думаю…» — ни о чем не говорит. Не доверяйте чужим следам.

2. Старайтесь собрать максимум информации о склоне. Некоторые склоны заканчиваются такими местами, из которых очень непросто выбраться. И речь не только о скальных сбросах, но и речке, преграждающей путь на трассу, пологом и протяженном выкате, заваленном снегом и т.п.

3. Лавины не единственная и не самая частая опасность в горах. Продумайте, что вы будете делать, если один из участников группы потеряет лыжу или получит травму. Нужно иметь четкое представление о том, куда выходит склон, о возможностях оперативной связи с остальным миром.

4. Старайтесь честно оценивать свои силы и силы участников. Брать неопытного друга в рискованное приключение только потому, что вы с ним еще с садика на соседних горшках сидели – не лучший мотив. Учитесь говорить «нет», иногда это лучший выход. Трезво мыслить в красивом месте в хорошей компании бывает трудно, но другого способа жить долго и счастливо нет))). Чем дальше находится от «цивилизации» место вашего приключения, тем больше нужен запас времени и других ресурсов.

- Каковы основные законы внетрассового катания? Есть ли какой-то неписанный свод правил, которого необходимо придерживаться?

Посмотрите текст Алекса Кузмицкого - 13 правил катания вне трасс.

Железных правил нет. Есть какие-то установки, возникшие в компаниях, на склоне… Например, не принято влезать без разрешения в группу. Когда спускается группа, соблюдая очередность, лучше подождать или выбрать себе другую траекторию спуска. Или, например, у нас на «25-м километре» может быть введен добровольный мораторий на какие то места катания. Чтобы не подавать дурной пример)). Но вообще – это все субъективно очень. Думаю, что нужно просто руководствоваться принципом – не усложнять жизнь и не портить настроение другим – фрирайдерам, спортсменам, туристам, канатчикам и т.д.

- Где и как я могу узнать больше о фрирайде? Какие фильмы хорошо передают смысл и атмосферу фрирайда? Какие книги, статьи, журналы помогают больше узнать о фрирайде и сформировать свою точку зрения на философию фрирайда?

Это забавно. Есть много фильмов, ресурсов, посвященных фрирайду. Что-то мне нравится, с чем-то я не согласен. Но, не в этом суть. Фрирайд для меня лично – это возможность познания и выражения. Себя и окружающего. Какой смысл формировать свое отношение к этому на основе догм и моды? Это возможность учиться, работать над собой, познавать. И у каждого из нас свой путь, даже если пути начинаются на одних и тех же вершинах. Пробуйте, познавайте сами, без посредников, это опыт чувства. Чтобы однажды точно понять «зачем». Я не могу дать ответ на этот вопрос, любой ответ терят свой смысл в данном случае. Фрирайд — это возможность ощущать жизнь здесь и сейчас. Возможность приостановить поток вопросов и почувствовать главные ответы на них.

Список книг, фильмов ссылок, с которых начинающий фрирайдер может начать знакомство с темой лавинной безопасности живет на странице МАТЧАСТЬ фрирайда.

* * *

Материал составлен Сергеем Шестихиным по вопросам от участников наших программ. Текст актуальный, многим будет и полезно, и интересно. Даже тем кто в «теме». Ведь Шестихин, без преувеличения, профи. Оригинал текста в блоге автора http://rossfree.livejournal.com

3 Replies to “FAQ для начинающих фрирайдеров-лыжников”

  1. Последний раздел, про катание вне трасс, рекомендую прочитать внимательно еще раз, даже если уже прочли)). Это то чего обычно не прочитаешь и не услышишь. И именно это знание (и этот опыт) делает из райдера фрирайдера, а вовсе не лыжи-палки и прочий снаряжный хлам.

  2. можно ли на лыжах типа фрирайд кататься на обычной трассе ? и возможно ли это вообще ? благодарю за совет

Добавить комментарий для Evgen Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *