Ски-сейлинг в Норвегии

Сейлинг-бэккантри на Лофотенах, в Нарвике и Тромсе

По горячим следам, небольшой фотоитог 3-х недель ски-сейла на яхте «Петр 1-й» (Rusarc) в Северной Норвегии.

Ски-сейлинг - это скитур/фрирайд с использованием яхты, как средства попадания к интересующим местам. Далеко не новая штука, этим еще Нансен занимался. Но именно в наш век этот вид бэккантри стал доступен практически любому райдеру. Основные места где это есть: Камчатка, Норвегия, Исландия, Гренландия, Канада, Аляска и Антарктида.

У компании RUSARC есть две самых главных вещи для ски-сейлинга: классный флот (Петр 1-й и Аврора) и крутые члены команды. Для меня это стало очевидно еще в Антарктиде, но тут в Норвегии я это понял окончательно. Ребята - огонь!

Наш кэп, Никита Бабан-Луценко, профессионал и, что не менее важно для работы в тесном и сложном формате экспедиционного ски-сейлинга - добрый и чуткий человек. С ним всем нам было чрезвычайно комфортно.

То же самое можно сказать про старпома Сашу Ерышева (слева) и конечно же про шэфа, Саню Толчева.

Это третий раз (и третий регион), где Snow Sense устраивает ски-сейлинг. Опыт накоплен и есть отменное понимание как-куда-что и зачем.

И очень помогает наш собственный яхтенный опыт, как самостоятельных шкиперов. Можно общаться с командой на одном языке, а когда нужно, и помогать им в переходах, планировании, швартовках и т.п.

Ски-сейлинг лично для меня это в первую очередь приключение и свобода.

План маршрута и программы естественно есть, но реально почти каждая вторая локация которую катаешь, - это просто "увидел-подошел-катнул")). То есть, если видна гора и она нравится, то нет никаких ограничений - идешь к ней и смотришь есть ли высадка и т.п. Если есть - landing и «погнали».

Прикасаясь к морю - ощущаешь свободу...

В Норвегии две трети гор, видимых с моря можно катать!

Причем, подъем даже в начале мая почти везде сразу от воды, ну максимум пару сотен метров пройти.

Проблема норвежского ски-сейлинга не в том, где и что катнуть, с этим вообще нет проблем, а скорее, что выбрать, - в богатстве выбора. Глаза буквально разбегаются.

Многие суперсочные локации, даже если они доступны с дороги, реально не катнешь если живешь где-нибудь в Свольвере или Тромсе, потому что ехать 2.5-3 часа на машине в одну сторону. А на лодке совсем другой коленкор - твой дом всегда с тобой. Пришел с вечера в необходимую точку и на завтра раненько уже скитуришь на гору.

Именно поэтому одно не заменяет другое. Тут, в Северной Норвегии, нужно катать и с колес, и с воды.

Снег улучшался с каждой неделей. Чем ближе к маю, тем фановей катание.

Настоящее весеннее катание. Когда даже при +15 градусах едет и скользит - «огонь».

Вариативность маршрутов - от и до. Например, есть гайдбук посвященный безопасным маршрутам в Норвегии (более 100 локаций), а есть напротив, кому «пожестче».

Вообще скитурно-фрирайдерных путеводителей по разным районам больше десятка. И не только на норвежском. Это говорит о том количестве районов и маршрутов, которое здесь существует в принципе.

Чтобы дать некоторое представление, район Тромсе (то что мы называем «Тромсе»),  это на самом деле 6-7 разных катальных районов, просто Тромсе и Люнгенские Альпы - самые известные из них.

За месяц катания в регионе (включая и наземный Лофотенский этап) мы ни разу не использовали альпинистское снаряжение, хотя, при желании, можно с ледников или steep-skiing вообще не вылезать.

Следующей весной будем делать несколько программ ориентированных именно для любителей этих радостей.

Счастливое лицо Паши Николаева после катания)). У нас, пару недель подряд (пока погода звенела) были точно такие же у всех.

Сушка вещей и особенно ботинок - тонкая тема для любого сейлинг-бэккантри (именно тут обычно полный «провал»). На стандартных чартерных лодках это целая проблема. Но если лодка грамотная и подготовлена для Арктики (Петр и Аврора из этого числа), то на ней обязательно есть сушильный шкаф для обуви и одежды.

Но, все же, без «куриц»-сушилок жизнь была бы иной))) Мы по антарктической традиции просто ставили удлинитель от генератора и сушили боты под козырьком «спрей-худа». Утром - сухие и теплые боты.

Во второй половине дня, покатав, выдвигались в следующую локацию, найти что-то интересненькое на следующий день.

Каждый кворум уникален, все разные, со своим характером.

Не знаю почему, но именно на самый длинный и сложный сейлинг из Нарвика в Тромсе (9 дней) записались ребята-зажигалки, все как на подбор. Они и вахты стояли и именно с ними паруса ставили.

Почти никаких телефонов / тамагоч и интернета, напротив - человеческое общение и много. Было круто! А то все чаще ребята приезжают из города, но так и остается в телефоне, грустно (общее наблюдение про последние пару-тройку лет, безотносительно сейлингов).

Рыбалка - по необходимости)). Нужна треска и сайда на обед? Находишь баночку, закидываешь снасти и вот она, родимая... И это непередаваемое ощущение, когда закидываемый пилькер весом 500 г. ударяется сверху в рыбу...

«Тащи багор» - фраза очень хорошо характеризующая происходящее.

Сразу же и малосолка и уха и конечно же свежие суши и сашими! Спасибо шэфу, который тут же это готовил просто в промышленных количествах.

Экстремальное купание в Северном море (грех быть на 70-й параллели и не искупаться).

Чем еще хороша Северная Норвегия, так это тем, что всюду есть рыбацкие причалы, понтоны, причальные стенки. За все время мы стояли на якоре лишь пару раз от силы,  в остальных же случаях были тихие уютные рыбацкие стоянки. Без качки, ветра и ночных якорных вахт. Для полноценного отдыха после катания - идеал.

Алик Фельдман на носу нашего корабля. Замечательный человек и фотограф. Значительная часть фотографий в этом репортаже - его авторства.

Релакс после катания, во время перехода - неотъемлемая часть всего процесса. С погодой нам везло весь апрель, почти не было ильного ветра, так что наслаждались спокойным морем день за днем.

На многих весенних фото Лофотен & Тромсе может показаться что снега почти нет, но это далеко не так. Снега хватает.

Даже сейчас, когда мы покидаем район (середина мая), в горах 1.5-2 метра снега, а на ледниках 3-4.  Недаром локалы считают именно май лучшим месяцем для скитура. Лавинная опасность сходит на нет, снега еще много, людей уже мало, а световой день приближается к 24 часам!

Из интересных моментов касающихся гор и нашего их восприятия. Привычный вид на горы «снизу вверх» - это не про Норвегию. Основные пейзажи которые ты видишь и которые остаются в памяти - сверху вниз!

Логичные простые заходы позволяют попадать наверх очень быстро и дальше ты весь день проводишь над рельефом. И эти виды - просто фантастические!

Они и вспоминаются первыми, когда упоминается Норвегия.

Хорошее настроение, компания, виды, рыбалка, необычный ракурс на горы и поиск своих маршрутов - это и есть ски-сейл при первом приближении.

Ну и хорошая весенняя каталка, естественно.

Скитур (и последующие спуски) по полоскам мха и лишайников - лишь добавляет изюма в происходящее. Когда еще на подъеме высматриваешь проходы-проезды, подсыпаешь туда снежка, намечаешь снежные мосты...

Нижние «выкатные» части спусков лично для меня самые любимые. Да, не круто, но зато очень разнообразно и интересно!

Но, альпийские поля с морем на фоне - это основной рельеф который катают в Норвегии (узкие крутые кулуары - опционально).

 

За три ски-сейлинга от Лофотен до Северного Тромсе (до Финмарка) мы с Сергеем Лавренко и ребятами исходили и искатали регион очень неплохо. Серега был моим ассистентом всю Норвегию.

Подробно намечены маршруты-локации-проекты и то, что хочется реализовать (а хочется ой как много). Теперь осталось вернутся сюда следующей весной. И трех недель уже точно не хватит. Поэтому - приедем на долго.

Послевкусие от Северной Норвегии очень насыщенное и приятно-терпкое. С устричными нотками.

Текст: Алекс Кузмицкий

Фото: Алена Симонова, Алик Фельдман

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *