Скитур в Гималаях — 2019 (отчет о фрирайде в долине Куллу, Манали)

На глобусе современного фрирайда появляется все больше и больше интересных мест для катания. Одно из них - долина Куллу в Индийских Гималаях. Репортаж о нашей февральской поездке туда — ниже.

030

INDIA_ pano_74

 

040

Долина Куллу расположена на серверо-западе Индии, в штате Химачал-Прадеш. В соседнем штате Джамму и Кашмир расположен широко известный горнолыжный / фрирайд-центр Гульмарг. До него по прямой километров 340, не больше, но по земле ехать пару дней, ибо горы. Проще и быстрее, если нужно попасть из одного района в другой, — через Дели.

Надо отметить, что и Гульмарг и Манали расположены в хребте Пир Панджал (он относится к т.н. Малым Гималаям). Но именно в районе верховий долины Куллу происходит стык хребтов Малых Гималаев с основным Гималайским хребтом.

045

Долина Куллу довольно протяженная (больше 60 км) и количество потенциальных мест катания (локаций), особенно в многоснежные года приближается к доброй сотне. Но, как это обычно бывает, — основные интересные места расположены в верховьях, от уровня поселка Манали и выше.

Самое интересное — в селе Соланг (2350), это самая дальняя точка куда можно зимой доехать на машине.

047

«Ski Touring India’s Kullu Valley» (Spooner, 2002) — очень толковый и до сих пор актуальный скитурный путеводитель по району. Но не ждите подробных схем и прорисовок, их тут нет, в принципе. Лишь письменные описания катальный мест. Линии подъемов и спусков приходится находить самостоятельно.

Несмотря на объемность описания, масса катальных мест остались за кадром. В рамках нашего курса LINES мы в половине случаев катали в местах не описанных Спунером.

INDIA_001

В целом, район скорее для опытных любителей и экспертов. Дневные перепады, рельеф, погода, заходы, сложность логистики — все это требует определенного опыта, либо наличия гида (исключение — хелиски). Мне чем-то долина Куллу напомнила Местию, точнее, Арсланбоб смешанный с Местией, но помноженные на 1.5-2 в плане масштаба гор.

055

Но, как и любая поездка в Индию, поездка в Манали начинается с Дели)). Шум, гам, сутолока… Сильно задерживаться здесь не хочется. Сколько уже раз были проездом и каждый раз жалели, что зачем-то запланировали пару дней на «достопримечательности Дели». Жизнь современной столицы Индии далека от красоты и гармоничности, за исключением ашрамов, редких оазисов спокойствия и относительной чистоты (духа и пространства).

060

Тем больше контраст, когда попадаешь в зимние Гималаи, в эту красоту и чистоту.

070

Сказочные леса из гималайского кедра. Это одни из самых красивых зимних гор, где мне довелось бывать за последние годы.

080

Зона леса поднимается довольно высоко, порой до 3500-3600 м, а над ней все только начинается… Рельеф в альпийской зоне очень и очень.

На фото: один из «золотых» маршрутов долины, на пик Паталсу (4220), перепад до вершины 1700 м, но они того стоят. Подъем начинается прямо от Соланга.

090

Залог успеха катания в Куллу — выходить засветло. В январе-феврале среднее время выхода в 6 утра, но чем дальше «в весну», тем раньше старт, по понятным причинам. Иначе ты либо не успеешь никуда толком дойти, либо поедешь по слишком мокрому и тяжелому снегу. Так что тайминг для катания здесь довольно важен.

095

Оптимальная кондиция снега — полчаса-час в течение дня. И нужно попасть именно в нее. Ведь именно солнце / прогрев определяет кондицию снега. И «весенняя ситуация» тут практически все время.

На фото: вид из Старого Соланга вниз на Соланг.

096

Так что, откатав хороший день, ты возвращаешься к 12:00-14:00 дня в отель и можешь предаться блаженному ничегонеделанию. Например, потягивать массала-чай (кофе, пиво, ласси — во вкусу) и посто смотреть в окно на горы.

097

Или смотреть на снегопад)). Как известно, фрирайдер на падающие снежинки «размером с котенка» может смотреть практически бесконечно.

100

Местная горная жизнь идет своим чередом, никто не удивляется лыжникам. Как-никак, истории бэккантри в долине идет аж с 70-х годов.

110

130

140

Одно из открытий поездки для всей нашей команды — индийская кухня. Здесь в долине она не такая острая и ядреная как много где в Индии, так что смогли, наконец-то, распробовать и полюбить.

Все две недели нашего пребывания в Соланге и Манали — одно большое гастрономическое наслаждение. Лишь под конец поездки закрыли почти все белые пятна в обширном меню и поняли ключевые направления кухни. Все очень, очень вкусно, насыщенно и разнообразно.

150

Ну а уж про братьев-вегатерианцев и говорить нечего, для них здесь — рай (не веганов, сыроедов и прочих праноедов, а нормальных вегетарианцев).

На фото: Стас Шаров — хороший пример умного вегетарианца. Даст фору по физо очень многим мясоедам, типа нас.

200

Горнолыжный центр в Соланге. Полноценной горнолыжкой назвать это рука не поднимается, скорее центр развлечений для приезжих индусов, еще и с возможностью на лыжах покататься. Со всей Индии в Манали едут «сноутачеры» (трогатели снега), а также влюбленные для проведения медового месяца.

Но, как опция для непогоды, чтобы покатать в снегопад — очень даже.

205

Сотни и сотни индусов ежедневно, круглый год, посещают Соланг чтобы выдохнуть от равнинной жары и прикоснуться к миру гор.

На фото: многокилометровые ларьки вдоль дороги, предлагающие в аренду комбинезоны ностальгических расцветок и фасонов аля 80-е.

210

Удалившись от поселка, попадаешь в совершенно иной мир. Где больше животных, нежели людей. За две недели мы видели массу обезьян, куньих, птиц, даже гигантскую белку-летягу! Но ни одного человека.

220

250

300

320

Важно понимать, что находясь здесь, ты находишься вдали от помощи. Нужно рассчитывать только на свои силы. Хорошо подогнанное снаряжение и проверенные напарники — продлевают жизнь фрирайдера.

350

На точке старта.

400

Каталка — бомба! Практически каждый день из 9 катальных дней запомниться своим уникальным маршрутом и интересным спуском. Даже самые «запоротые» маршруты наших трек-лидеров дня (так уж построен курс, он провоцирует на ошибки) были по-своему хороши.

420

Как обычно, лучшие катальные споты оказались буквально у нас под носом, не нужно было прибегать к длительным заброскам-выброскам на джипах, чтобы выхватить лучший катальный день за сезон. Нужно было всего-лишь пройти полчаса от отеля…

450

500

Как я под этой фотографией написал в 100-грамме: «Отбомбили сегодня по-полной. Такого снега и рельефа, по словам знающих людей, нет даже в Красной Поляне. И кто бы мог подумать, катались прямо над Солангом, никуда и забрасываться не пришлось. И это где, в Гималаях! Завтра продолжим))».

Так и есть.

600

В общем «За Манали!» Точнее, за долину Куллу!

Новая точка на собственном фрирайд-глобусе поставлена. И совершенно очевидно, что это не на один раз. Горизонт возможностей в районе безграничен. Особенно если приезжать весной, когда открываются более удаленные локации, ну и можно делать вылазки с использованием палаток.

620

В следующем году поедем в марте, чтобы увидеть другое, весеннее Манали и покатать то что в этом году было недоступно из-за количества снега и сложности попадания.

700

Приглашаем!

800


 

Текст: Алекс Кузмицкий
Фото: Алена Симонова, Алекс Кузмицкий

P.S. Приятное видео о бэккантри в долине Манали нашего друга Андрея Калинина (Winter Safari), одно из немногих в принципе, а уж на русском и подавно. Ребята были поздней весной, но все равно хорошо покатали, хотя картинка по снегу у них разительно отличается от нашей: