Третий год подряд завершаем сезон в Заилийском Алатау (Северный Тянь-Шань). Градус происходящего с каждым годом планомерно рос, к этой весне достигнув логичного апогея.
Свою задачу в рамках Линий Туюксу-2016 мы обозначили как - «только новые линии» (новые для нас самих, в первую очередь). Было задумано 20-25 непростых проектов, которые хотелось реализовать. Соответственно, важно было тщательно спланировать график выходов на конкретные маршруты, чтобы погода, состояние снега и боевой дух команды максимально соответствовали каждой их задач. В этом заключалась основаная тактическая сложность (и одновременно интерес) мероприятия. На этом и фокусировались, иногда отодвигая в сторону возможность просто в удовольствие катнуть по пухлому снежочку. Благодаря знанию района, отменной кондиции и количеству снега, а также готовности и поддержке команды, удалось реализовать задуманное примерно на 70%. Удовлетворение от проделанного и некоторое насыщение районом достигнуто))) Пора двигаться дальше.
Описывать в подробностях линии в формате репортажа не будем (сделаем в отдельном материале). Сейчас просто много красивых фото: гор, линий и людей. Наслаждайтесь белоснежной красотой в разгар лета.
...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/59115/302904253.12/0_338da8_96c40b5a_orig.jpg)
Как и любая заброска, попадание в Туюксу (на гляциологическую станцию Т1, 3600 м) это испытание. Но, именно в этом году удалось наконец наладить процесс так, чтобы регулярные заброски-выброски (а у нас с Аленкой их было больше 10 за месяц!) стали не в тягость, а в радость.
Вообще, Туюксу в этом году был иной, по многим моментам.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/128901/302904253.12/0_338da9_19d5b8a7_orig.jpg)
Во-первых, он был чрезвычайно многоснежным. На леднике Туюксу, который в прошлые года лежал практически без снега, сейчас зондирование показывало 2.5-4 метра. А в домик гляциостационара нужно было не подниматься по деревянной лестнице, а спускаться по снежным ступеням, поскольку все завалено по самые «помидоры».
Трактор «Беларусь», на леднике Туюуксу, конечно же не видать, он под несколькими метрами снега.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61020/302904253.12/0_338daa_f5e3a62e_orig.jpg)
Так что, количество мест, доступных для скитура, резко возросло (на всякий случай напомним, Туюксу - район не для скитура, а скорее для альп-фрирайда).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/131807/302904253.12/0_338dab_23629139_orig.jpg)
И мы этим пользовались...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/302904253.12/0_338dac_750bd078_orig.jpg)
...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/49649/302904253.12/0_338dad_5ea3f055_orig.jpg)
Опять же, большое количество снега позволило катать те линии на ледниках и в ледопадах, которые раньше выглядели суицидальными или вовсе не проездными.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/302904253.12/0_338dae_14918fc3_orig.jpg)
...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/302904253.12/0_338daf_e328f95e_orig.jpg)
Оборотной стороной многоснежности стало большое количество карнизных зон вдоль всех гребней. Причем, в некоторых местах это было реальной проблемой. На склон не вылезти - сбросы, а вдоль гребня можно улететь...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/302904253.12/0_338db0_c862a58c_orig.jpg)
Собственно, я улетел. Шел в 5 метрах от края гребня, визуально проверяя средний размер карнизной зоны, пришел на точку старта, снял рюкзак, лыжи и пошел вниз по крутому склону пешком, к ближайшим торчащим камням... Когда до них оставалось около метра, полетел кувырком назад спиной. Борясь и цепляясь удалось задержаться на почти вертикальной снежной стенке. А иначе бы копали товарищи километром ниже, в здоровенном конусе выноса лавины.
Длина отрыва карниза - 50 метров, а по выносу, в том месте где я «пархнул» - 9-10 метров. Такого никак нельзя было предположить. Повезло, что удалось найти такой выдающийся карниз (на свою голову), ну и что все завершилось удачно. В том числе, удалось во время поисково-спасательных работ найти рюкзак со всей снарягой, включая загранпаспорт)). Спасибо Гоше Березину и Игорю Давыдову за холодную голову и горячее сердце в ходе операции.
На фото выше: подходим к месту происшествия на следующий день.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30530/302904253.12/0_338db1_703dc1cd_orig.jpg)
Еще одной особенностью этого туюксинского сезона стали ранние подъемы. Ради реализации бодрых, трудоемких, а порой и просто удаленных линий нужно было время. Днем приходит жара и лавиноопасность, поэтому время можно взять взаймы только у ночи, что мы и делали.
Стандартное «утро»: подъем в 3:30, выход в 4:40.... Первый час тяжело (и холодно), зато наградой красивый восход и последующий красивый трек.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61020/302904253.12/0_338db2_e139b352_orig.jpg)
6 часов утра, а ты уже на финальном взлете на п.Локомотив.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/49649/302904253.12/0_338db3_e0db7db0_orig.jpg)
И готов рубануть вниз, по какой-нибудь сильной линии. Кондиция снега - прелЭстна, видомость тоже. Берись и делай...
На фото: п.Туюксу, первопроезд прямо с вершины этого пика.
![partizan_line_х1200_](https://snowsense.ru/wp-content/uploads/2016/05/partizan_line_h1200_-1200x900.jpg)
Это лишь 2 линии из тех, что удалось осуществить в этом сезоне из полутора десятка подобных.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/124786/302904253.12/0_338db4_6ed9ca0e_orig.jpg)
...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/302904253.12/0_338db5_d29399a5_orig.jpg)
Но, чуть припозднишься, кондиция снега резко начинает ухудшаться и становится опасно.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61020/302904253.12/0_338db6_5a84ba4_orig.jpg)
...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/45443/302904253.12/0_338db7_a59e5b62_orig.jpg)
И чем дальше из мая в июнь, тем грань все быстрее и быстрее можно перейти, от «комфортно и безопасно» к менеджменту мокрых лавин.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61164/302904253.12/0_338db8_cd6af068_orig.jpg)
С другой стороны, на некоторых линиях практически нет оптимальных решений, поскольку в рамках одного проезда у тебя уже и перегретые и недогретые экспозиции. Так что, приходится рисковать.
На фото выше: обе линии с п.Туюксу, в сторону Игл Туюуксу были именно в этом ключе.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/302904253.12/0_338db9_f9fb03e5_orig.jpg)
Хождение в альпийском стиле, со снарядами за плечами, это норма для Туюксу. Новым было скорее то, что ходили мы много, быстро и, я бы даже сказал, дерзко. Собственно, если охарактеризовать одним словом наш туюксинский «сет», то он был именно таким, - дерзким.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/302904253.12/0_338dba_8d6f4d_orig.jpg)
Иглы Туюксу. Катнули в этот раз не только Центральный кулуар, но и, если смотреть снизу, самый крутой, правый. Бодрячком. Редкий случай в моей практике, когда я из режима «катание» перешел на дюльфер просто на крутом склоне, потому что не смог там проехать (3-5 см снега на льду, а падать никак нельзя).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50666/302904253.12/0_338dbb_1a99ec0c_orig.jpg)
...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/49649/302904253.12/0_338dbc_6a21aaf2_orig.jpg)
На фото: Сергей Лавренко, Гоша Березин, Леня Пленкин, Игорь Дебатур, Тимур Каралдин.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/302904253.12/0_338dbd_dab8bc44_orig.jpg)
...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/302904253.12/0_338dbe_57cb71f7_orig.jpg)
...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/54787/302904253.12/0_338dbf_c0428250_orig.jpg)
Игорь Давыдов - единственный, но весьма бодрый и заряженный лыжник в нашей команде.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/49649/302904253.12/0_338dc0_78f492d2_orig.jpg)
Главной темой этого сезона стали проезды по крутым, часто висячим ледникам. Интересное катание, сопряженное с необходимостью точного ориентирования. Правильно выстроить линию и тактику проезда, найти нужный снежный мост... в общем, интеллектуальный фрирайд-челендж.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61020/302904253.12/0_338dc1_88b58730_orig.jpg)
Гоша Березин - опора, надега, кремень и нифига не «улитка». Гошан, спасибо за надежные тылы!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31412/302904253.12/0_338dc2_c2ba8eec_orig.jpg)
Плечо Туюксу, проезд по Центру.
Спасибо Аленке за навигацию снизу!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/49649/302904253.12/0_338dc3_ecce582b_orig.jpg)
Таки было несколько линий без всякого перца и без вот этих «позвякиваний бубенцами». Просто красиво, вкусно и в удовольствие.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/302904253.12/0_338dc4_bf8c8f01_orig.jpg)
...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/302904253.13/0_338dc5_da1694fc_orig.jpg)
Квинтесенцией сложности и красоты стал проезд с пика Зои Космодемьянской. Линия на грани фола, но она того стоит. Назвал ее Суицид, чтобы не было иллюзий. Ошибаться там нельзя.
На фото: подъем на вершину Зои, к точке старта.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50260/302904253.13/0_338dc6_c4354444_orig.jpg)
То, что всегда можно найти здесь, в Туюксу, вне зависимости от количества снега и вашей личной тактики - это красота гор. Каждая гора исхожена вдоль и поперек и, вроде, видели ее со всех сторон, но налюбоваться невозможно...
На фото: вид с пер.Молодежный в сторону соседней долины, где расположена Космостанция (в феврале делаем там скитурную программу, велкам).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30530/302904253.13/0_338dc7_a0f909f3_orig.jpg)
Аленка в этом Туюксу практически не катала.
По-началу акцент был на освоение пилотирования Андрейки (так зовут ее дрона)) и на навигирование нас во время всевозможных стремных проездов по ледопадам, поэтому лишь скитурила до точек съемки-наблюдения и обратно. А потом, когда 20-го мая почил в лавине мой сплитборд, то она пожертвовала своим снарядом и вовсе перешла в секту снегоступщиков-мамалыков.
Зато, все живы-здоровы и сориентированы)) Аленка же стала неплохо управляться со своим дронито. Ну и наснимала хороший материал... обещает смонтировать бомбическое видео.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31412/302904253.13/0_338dc8_d64dd481_orig.jpg)
Один из кадров будущего фильма))
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/131807/302904253.13/0_338dc9_5af77e8d_orig.jpg)
Итого, - 30-ть с лишним дней счастья и преодоления в одном из лучших районов бывшего Союза. Классно!
Конечно же, в Туюксу у нас не просто фрирайд-программы. Сюда набирали лишь проверенных, хорошо катающихся и знакомых нам райдеров. Причем сознательно урезали состав до минимума. Сейчас, задним числом, можно сказать, мы ни в ком не ошиблись. Все были «что надо». Спасибо вам, парни. Особый респект команде «Линий Туюксу»: Гоша Березин («Гошанч»), Игорь Давыдов, Игорь Дебатур, Сергей Лавренко, Леонид Пленкин и Тима Каралдин.
P.S. В следующем весенне-летнем сезоне сделаем перерыв от Туюксу и проведем весь май на Эльбрусе. А потом, надеемся, - в Чили-Аргентину, на новом витке жизни и путешествий. Там осталось масса нереализованных планов и идей, нужно воплощать.
Текст: Алекс Кузмицкий
Фото: Алена Симонова, Алекс Кузмицкий
шикарно! как глоток воздуха в моем унылом летнем офисе=)))