ЛИНИИ Туюксу - предела нет...

Фоторепортаж

Третий год подряд завершаем сезон в Заилийском Алатау (Северный Тянь-Шань). Градус происходящего с каждым годом планомерно рос, к этой весне достигнув логичного апогея.

Свою задачу в рамках Линий Туюксу-2016 мы обозначили как - «только новые линии» (новые для нас самих, в первую очередь). Было задумано 20-25 непростых проектов, которые хотелось реализовать. Соответственно, важно было тщательно спланировать график выходов на конкретные маршруты, чтобы погода, состояние снега и боевой дух команды максимально соответствовали каждой их задач. В этом заключалась основаная тактическая сложность (и одновременно интерес) мероприятия. На этом и фокусировались, иногда отодвигая в сторону возможность просто в удовольствие катнуть по пухлому снежочку. Благодаря знанию района, отменной кондиции и количеству снега, а также готовности и поддержке команды, удалось реализовать задуманное примерно на 70%. Удовлетворение от проделанного и некоторое насыщение районом достигнуто))) Пора двигаться дальше.

Описывать в подробностях линии в формате репортажа не будем (сделаем в отдельном материале). Сейчас просто много красивых фото: гор, линий и людей. Наслаждайтесь белоснежной красотой в разгар лета.




...

Как и любая заброска, попадание в Туюксу (на гляциологическую станцию Т1, 3600 м) это испытание. Но, именно в этом году удалось наконец наладить процесс так, чтобы регулярные заброски-выброски (а у нас с Аленкой их было больше 10 за месяц!) стали не в тягость, а в радость.

Вообще, Туюксу в этом году был иной, по многим моментам.

Во-первых, он был чрезвычайно многоснежным. На леднике Туюксу, который в прошлые года лежал практически без снега, сейчас зондирование показывало 2.5-4 метра. А в домик гляциостационара нужно было не подниматься по деревянной лестнице, а спускаться по снежным ступеням, поскольку все завалено по самые «помидоры».

Трактор «Беларусь», на леднике Туюуксу, конечно же не видать, он под несколькими метрами снега.

Так что, количество мест, доступных для скитура, резко возросло (на всякий случай напомним, Туюксу - район не для скитура, а скорее для альп-фрирайда).

И мы этим пользовались...

...

Опять же, большое количество снега позволило катать те линии на ледниках и в ледопадах, которые раньше выглядели суицидальными или вовсе не проездными.

...

Оборотной стороной многоснежности стало большое количество карнизных зон вдоль всех гребней. Причем, в некоторых местах это было реальной проблемой. На склон не вылезти - сбросы, а вдоль гребня можно улететь...

Собственно, я улетел. Шел в 5 метрах от края гребня, визуально проверяя средний размер карнизной зоны, пришел на точку старта, снял рюкзак, лыжи и пошел вниз по крутому склону пешком, к ближайшим торчащим камням... Когда до них оставалось около метра, полетел кувырком назад спиной. Борясь и цепляясь удалось задержаться на почти вертикальной снежной стенке. А иначе бы копали товарищи километром ниже, в здоровенном конусе выноса лавины.

Длина отрыва карниза - 50 метров, а по выносу, в том месте где я «пархнул» - 9-10 метров. Такого никак нельзя было предположить. Повезло, что удалось найти такой выдающийся карниз (на свою голову), ну и что все завершилось удачно. В том числе, удалось во время поисково-спасательных работ найти рюкзак со всей снарягой, включая загранпаспорт)). Спасибо Гоше Березину и Игорю Давыдову за холодную голову и горячее сердце в ходе операции.

На фото выше: подходим к месту происшествия на следующий день.

Еще одной особенностью этого туюксинского сезона стали ранние подъемы. Ради реализации бодрых, трудоемких, а порой и просто удаленных линий нужно было время. Днем приходит жара и лавиноопасность, поэтому время можно взять взаймы только у ночи, что мы и делали.

Стандартное «утро»: подъем в 3:30, выход в 4:40.... Первый час тяжело (и холодно), зато наградой красивый восход и последующий красивый трек.

6 часов утра, а ты уже на финальном взлете на п.Локомотив.

И готов рубануть вниз, по какой-нибудь сильной линии. Кондиция снега - прелЭстна, видомость тоже. Берись и делай...

На фото: п.Туюксу, первопроезд прямо с вершины этого пика.

partizan_line_х1200_

Это лишь 2 линии из тех, что удалось осуществить в этом сезоне из полутора десятка подобных.

...

Но, чуть припозднишься,  кондиция снега резко начинает ухудшаться и становится опасно.

...

И чем дальше из мая в июнь, тем грань все быстрее и быстрее можно перейти, от «комфортно и безопасно» к менеджменту мокрых лавин.

С другой стороны, на некоторых линиях практически нет оптимальных решений, поскольку в рамках одного проезда у тебя уже и перегретые и недогретые экспозиции. Так что, приходится рисковать.

На фото выше: обе линии с п.Туюксу, в сторону Игл Туюуксу были именно в этом ключе.

Хождение в альпийском стиле, со снарядами за плечами, это норма для Туюксу. Новым было скорее то, что ходили мы много, быстро и, я бы даже сказал, дерзко. Собственно, если охарактеризовать одним словом наш туюксинский «сет», то он был именно таким,  - дерзким.

Иглы Туюксу. Катнули в этот раз не только Центральный кулуар, но и, если смотреть снизу, самый крутой, правый. Бодрячком. Редкий случай в моей практике, когда я из режима «катание» перешел на дюльфер просто на крутом склоне, потому что не смог там проехать (3-5 см снега на льду, а падать никак нельзя).

...

На фото: Сергей Лавренко, Гоша Березин, Леня Пленкин, Игорь Дебатур, Тимур Каралдин.

...

...

Игорь Давыдов - единственный, но весьма бодрый и заряженный лыжник в нашей команде.

Главной темой этого сезона стали проезды по крутым, часто висячим ледникам. Интересное катание, сопряженное с необходимостью точного ориентирования. Правильно выстроить линию и тактику проезда, найти нужный снежный мост... в общем, интеллектуальный фрирайд-челендж.

Гоша Березин - опора, надега, кремень и нифига не «улитка». Гошан, спасибо за надежные тылы!

Плечо Туюксу, проезд по Центру.

Спасибо Аленке за навигацию снизу!

Таки было несколько линий без всякого перца и без вот этих «позвякиваний бубенцами». Просто красиво, вкусно и в удовольствие.

...

Квинтесенцией сложности и красоты стал проезд с пика Зои Космодемьянской. Линия на грани фола, но она того стоит. Назвал ее Суицид, чтобы не было иллюзий. Ошибаться там нельзя.

На фото: подъем на вершину Зои, к точке старта.

То, что всегда можно найти здесь, в Туюксу, вне зависимости от количества снега и вашей личной тактики - это красота гор. Каждая гора исхожена вдоль и поперек и, вроде, видели ее со всех сторон, но налюбоваться невозможно...

На фото: вид с пер.Молодежный в сторону соседней долины, где расположена Космостанция (в феврале делаем там скитурную программу, велкам).

Аленка в этом Туюксу практически не катала.

По-началу акцент был на освоение пилотирования Андрейки (так зовут ее дрона)) и на навигирование нас во время всевозможных стремных проездов по ледопадам, поэтому лишь скитурила до точек съемки-наблюдения и обратно. А потом, когда 20-го мая почил в лавине мой сплитборд, то она пожертвовала своим снарядом и вовсе перешла в секту снегоступщиков-мамалыков.

Зато, все живы-здоровы и сориентированы)) Аленка же стала неплохо управляться со своим дронито. Ну и наснимала хороший материал... обещает смонтировать бомбическое видео.

Один из кадров будущего фильма))

Итого, - 30-ть с лишним дней счастья и преодоления в одном из лучших районов бывшего Союза. Классно!

Конечно же, в Туюксу у нас не просто фрирайд-программы. Сюда набирали лишь проверенных, хорошо катающихся и знакомых нам райдеров. Причем сознательно урезали состав до минимума. Сейчас, задним числом, можно сказать, мы ни в ком не ошиблись. Все были «что надо». Спасибо вам, парни. Особый респект команде «Линий Туюксу»: Гоша Березин («Гошанч»), Игорь Давыдов, Игорь Дебатур, Сергей Лавренко, Леонид Пленкин и Тима Каралдин.

P.S. В следующем весенне-летнем сезоне сделаем перерыв от Туюксу и проведем весь май на Эльбрусе. А потом, надеемся, - в Чили-Аргентину, на новом витке жизни и путешествий. Там осталось масса нереализованных планов и идей, нужно воплощать.


Текст: Алекс Кузмицкий

Фото: Алена Симонова, Алекс Кузмицкий

One Reply to “ЛИНИИ Туюксу - предела нет...”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *