Как же хорошо фрирайдеру в Киргизии: много снега, бесконечные просторы, удобная логистика и красивые горы вокруг. Не катать - грех. Поэтому, дабы не впадать в грех, ходим и катаемся каждый божий день.
Горы Восточного Прииссыккулья, как нельзя лучше подходят для бэккантри и фрирайда. Вдоль двух десятков ущелий, отходящих от хребта Терскей Ала-Тоо («Темная сторона»), на север идет автомобильная дорога, по которой можно быстро подъехать к любому из них. А в некоторые них можно подняться по локальным дорогам еще выше.
Так что, если есть своя машина заброски и выброски, перед райдерами открываются поистине огромные возможности. Нужны многие недели, чтобы исследовать хотя бы основные варианты (собственно, поэтому, мы поехали сюда на 1.5 месяца).
Но, все это великолепие можно ходить и катать в удовольствие только имея ски-тур / сплитборд, или, хотя бы, снегоступы. И хорошую компанию. Расстояния приличные, лавинная обстановка, порой, тоже требует осторожности.
И, конечно же, это формат полноценного бэккантри, где "Чтобы хорошо покатать, нужно хорошо походить". По быстрому, «с канатки» тут не получится.
Одна из особенностей Тянь-Шаня - длинные подходы. Пологие, красивые, но протяженные... К ним нужно привыкнуть. Два-три часа плавного набора, чтобы только-только увидеть объект (гору, склон) интереса. По-началу тяжко. Но, постепенно, народ втягивается и начинают получать удовольствие.
От самого процесса, безотносительно цели...
Стартовая высота, куда обычно забрасывают на машине - 1900-2000 м. (иногда до 2600 и более, но это редкость). Высота же Иссыкульской котловины, где находится город Каракол, порядка 1700-1800 м.
Ну и дальше, только вверх, до 3000-3500 (куда дойдешь). Ввиду плавных линий подъема и общего удобства рельефа для ски-тура, набрать километр с небольшим, не составляет труда.
Да еще с такими видами...
Погода зимой удивительно стабильна (спасибо Антициклону), почти каждый день - ясно и солнечно. Температура -5-12, слабый ветер или вовсе штиль. И эта погодная «матрица» повторяется изо дня в день. Очень удобно.
Никаких тебе циклонических радостей в виде длительных периодов непогоды, резкой смены условий, снежных зарядов и т.п. (все это есть, как и в любых горах, но мягче и меньше, чем на том же Кавказе или Кольском).
...
Уже традиционно, Новый Год, с нами отмечает Сергей Веденин с женой Любой. Сергей - главный методист-преподаватель Центральной Школы Инструкторов (ЦШИ) и сбора «Спасение в горах» («Жетон»). Крайне интересный рассказчик и талантливый преподаватель.
По моей просьбе Сергей провел несколько лекций и рассказов по теме ски-тура, действий в случае НС, по лавинному снаряжению и др. Мы с ним чередовали «вечера». То я что-то провожу, то он. В итоге, не только хорошо покатали, но еще и большой блок полезных занятий провели, в том числе и практических.
Обычно Левел 2 у нас проходит без такого массированного количества занятий (эта программа больше катальная, нежели учебная), но тут все получилось очень «в тему». Присутствие Веденина стоило использовать по-максимуму)).
Прошлый раз мы отлично провели новогодние праздники в Гудаури, заваливаемые мощнейшими снегопадами, на этот раз даже не нужно никаких снегопадов, и так снега хватает. Основные катальные склоны - подветренные С-СВ, а там powder, особенно в начале зимы, сохраняется отменно значительное время.
Впервые у нас на катании количество ски-туристов превысило число участников на снегоступах («И последние станут первыми»).
Теперь друзьям-снегоступщикам приходится осваивать новые для них вещи, такие как кик-терн и A-V-поворот)). По крайне мере там, где нет смысла делать свою отдельную тропу и приходится идти по ски-турной.
Лавинная ситуация за последние три недели понемногу стабилизировалась. Активных самосходов лавин и общей тотальной нестабильности уже нет, но все равно, не расслабляемся. Слабый слой по верху глубинной изморози как был, так и остается (и еще, ой, как долго будет). Поэтому, крутые склоны и спуски приходится обходить стороной, поскольку там не понятно, то ли ты поедешь, то ли тебя «повезут»)).
Ежедневные шурф-тесты, стали нормой и привычкой.
...
Но, мы приехали кататься, а не сидеть дома, так что, ищем относительно безопасные линии подъема и спуска. Пока это нам отлично удается!
...
...
И наградой нам - не только красивейшие подъемы, но и не менее красивые линии спусков, по классной пухле, отменной кондиции. Иногда снега даже слишком много (0.5-0.7 метра пухли).
...
А внизу, на выкате, после очередного 4-7 километрового спуска (средняя длина трека на спуск), нас ждет с машинами радушный Эмиль, хозяин нашего гостевого дома. Сам он влюблен в лыжи, ходит бэккантри, катает фрирайд и даже летает на параплане, в общем, наш человек. Чаяния экстрим-братии ему близки и с ним можно говорить на одном языке (Эмиль, спасибо огромное, за все!).
...
По вечерам сидим с ним, обсуждаем куда бы поехать на следующий день, перебираем варианты... И, с утреца, едем. В этом отношении Эмиль человек дела, сказал - сделал. С ним работать очень здорово.
В парапланеризме, на маршрутных полетах, есть такой термин «команда подбора». Хорошая команда подбора - это 20-40% успеха дела. Если уверен что тебя вывезут из самой-самой дыры и ты не останешься там, даже если это в центре пустыни, то и летишь более уверенно. Здесь, в Терскей Ала-Тоо, наша команда подбора это Эмиль)).
...
В относительно сложные места (Тургень, верховья Джеты Огуз, Алтын-Арашан) ездим предварительно собрав информацию о состоянии дороги на данный момент, и, обязательно, двумя машинами, так как может понадобиться помощь. Мало ли, дорогу завалило лавиной, заблокировало машину, забуксовал и т.п.
Одно из самых красивых мест куда мы ездили, был перевал Чон-Ашу (3850 м.) в долине Тургень. Но, из-за сильных ветров, оно же, сейчас и самое бесснежное.
...
Но, раз день настал, - мы грузимся и едем. Чтобы встретить первые лучи солнца уже на подъеме вверх.
Даже новогодняя ночь не была исключением, рассвет встречали на вершине горы)).
...
...
...
...
И это счастье... быть в кругу таких же «ударенных» на голову, влюбленных в снег и горы, людей. И катать с ними эти чудесные линии.
...
Именно в такие минуты и понимаешь, что ради этого и стоит жить. Без преувеличения.
...
...
Недаром, половина людей из группы, 4 из 8 человек, остались еще на пару недель, чтобы продолжить ходить и кататься.
Ведь столько еще осталось долин и ущелий, которые мы так и не исследовали.
...
Так что, продолжаем фрирайдить! Почти в том же составе, только еще «глубже, дальше, выше». Теперь уже в рамках Lines, учебной программы экспертного уровня.
P.S. Для раздела «Фрирайд-районы» скоро сделаем обзор фрирайд-возможностей окрестностей Каракола, где подробно опишем - куда-чего-как.
Автор: Алекс Кузмицкий
Эх, ребятушки…. белой завистью завидую
со снежком не фонтан однако..
Да нет, со снегом вполне, просто надо катать интеллектуально – в тех местах, где с ним все хорошо. Мы уже такие места разведали и раскатываем. На части спусков снега даже больше, чем хотелось бы))) Так что, в целом, смотрим репорты из Грузии, Красной поляны и иже с ними и радуемся, что мы здесь.
Да, к Караколе снега нет … однозначно
вот фонтан со снегом:)