На пятый год проведения этого курса мы решили сменить локацию и еще более усложнить учебную задачу. Вместо привычной Киргизии (Терскей-Алатау, Центральный Тянь-Шань) поехали в Гималаи, в долину Куллу. И не прогадали.
Отчет о районе Куллу / Манали уже был, теперь именно про наш курс тактики бэккантри-фрирайда.
Изначально, запланировав такой сложный курс в новом и столь масштабном месте, как Гималаи, я прекрасно понимал, нужно будет чуть упрощать учебные задачи и не особо жестить (как это обычно было у нас на «киргизском» LINES). В итоге, упростив и отбросив все лишнее, мы на выходе получили один из самых удачных курсов за все эти годы. Этого формата теперь и будем придерживаться.
На фото выше: пик Паталсу (один из классических районов катания в Куллу).
Вместо традиционного розыгрыша маршрутов (готовых линий, заготовленных мной), провели простой жеребьевку последовательности лидирования. Дальше каждый выбирает любой маршрут-локацию на свой выбор. Ограничений нет, только воображение и опыт лидера дня. Главное чтобы маршрут был адекватен погоде, лавинной ситуации и состоянию группы.
На фото: ранние выезды в Куллу это норма, ведь днем солнце жарит нещадно и к 12-14 дня уже хорошо бы откатать и вернуться домой.
Добрая половина команды приехала чуть ли не за неделю до курса, так что, была готова и морально и физически, ну и с хорошей акклиматизацией.
В целом, это нормальная практика для подобных курсов - участники приезжают за несколько дней (а то и за неделю) раньше, чтобы осмотреться, подготовиться, сходить несколько рекогносцировочных маршрутов. Это сильно повышает эффективность прохождения курса.
За первую неделю нашего пребывания насыпало в несколько приемов почти 2 метра снега...
Так что возникли сложности с забросками-выбросками в разные локации (то из-за лавин, то из-за нерасчищенных вовремя дорог). Это добавляло «остринки» в решения, принимаемые ребятами.
Ну и тропежка в этом снегу...ммммм...чуть ошибся с прокладкой маршрута и потерял полчаса времени, не говоря уже про силы. Очень полезный опыт.
Куратор курса, то бишь я, на маршрутах не отсвечивает - меня нет, я «Фантом». Группа работает в самостоятельном режиме, есть лидер, есть его помощник, есть план дня...
Только в двух случаях Фантом может проявить себя - либо лидер хочет взять у Фантома «подсказку» (всего таких советов доступно 3 шт.), либо появляется повышенный риск ввиду неверно принимаемых решений и тогда нужно корректировать происходящее, а то и вовсе брать управление на себя.
Лишь 1 раз я был готов исправить ситуацию, стремящуюся превратиться в проблему, но ребята сами справились, молодцы. Уровень участников с каждым годом растет и это видно. Когда мы только начинали ребята так "косепорили" что мне приходилось говорить «СТОП» и брать руководство на себя чуть ли не через раз. Сейчас - ничего подобного.
Обычно курс LINES не про «покататься», катание идет приятным дополнением, вишенкой на торте, но оно не является главным. В этот раз покатали на славу. Благо и снег и локации позволяли.
...
На фото: Дима Власов. За последние три года вырос из обычного участника до LINES, а теперь и до ассистента на фрирайд-программах. Прогресс на лицо. Стал больше, нежели просто хорошим райдером. Взвешенные и адекватные решения на маршрутах, - приятно посмотреть.
Многие думают что самое сложное это линии на подъем, работа с рельефом, «лавинкой», но в реальности, даже более сложная часть - это работа с группой на спуск. Время на принятие решений в разы меньше, а скорости велики. Для многих курсантов этот аспект становится настоящим откровением. С этим тоже работаем))).
На фото выше: гималайская «собака-догоняка». Где их только нет, почти в каждом горном районе мира где мы катали, нас сопровождали эти веселые мохнатые фрирайдеры. И ведь они любят зиму, как и мы!
...
Возвращение с маршрута пешком (деревня Old Solang). Еще утром мы прекрасно скитурили через деревню вверх, а заодно выполняли социально значимую функцию - прокладку тропы для местных после полуметрового снегопада.
Логистика в Куллу сложна, особенно зимой (январь-февраль). Из-за частых лавин / селей, а также вечной пробки на дороге в Старый Соланг. Теперь это нам понятно и фрирайд-программу следующего года спланировали учтя подобные нюансы.
Вот что значит многоснежный год - можно в винный магаз заходить прямо на скитуре. Необычный опыт, не могу сказать что сталкивался с подобным до этого.
Причем хозяин liquor store смотрел на нас с совершенно невозмутимым лицом, как будто у него так клиенты приходят все время)).
Вечерние разборы дня... каждый день как «Тайная вечеря».
Разбор многоуровневый. Сначала начинаем с самого виновника торжества (лидера дня и его помощника), потом «добавляет» команда, ну а потом уже тяжелая артиллерия - куратор курса. Структура разбора выверена годами и работает отменно. За 1.5-2 часа удается вынуть из дня по-максимуму и «пофиксить» все основные необходимые вещи. Всесторонняя и беспощадная обратная связь - фишка и главная сила LINES.
Эти разборы - площадка личностного и профессионального роста для многих райдеров, кто прошел курс Лайнс. На входе и на выходе - совершенно разные люди.
Лично для меня этот курс совершенно особенный. Именно здесь ребята часто понимают, кем действительно хотят быть как райдеры и что-где-как-с кем хотят катать в дальнейшем. И как им дальше развиваться, чтобы реализовать свое видение.
Быть причастным к этому процессу - истинное удовольствие.
Выброска из района была подстать курсу, вызывающей и сложной. Нас в очередной раз завалило полуметровым снегопадом, а потом вдарили «плюсЫ». Дорога не расчищена, сходят лавины....
...
Послевкусие от курса - как от чашечки свежесваренного кофе в тру-кофейне)). Бодрит, вкусно и хочется повторить!
Протяженность курса в Манали была 12 дней (это даже длиннее нежели экзамен на лыжного гида), но все мы чувствовали - «мало». Такой район, такой снег, такая команда! «Надо исчо».
И очевидно, почти все приедут сюда и не раз, что-то мне подсказывает что это будет именно так.
Запись фидбеков на курс и на район, сразу после его завершения. Это гораздо полезнее, чем просто видео с курса. Так что, все, кто чувствует в себе тягу к лидерству на маршруте и присматривается к LINES - посмотрите обязательно. Ребята сообща очень точно описали смысл, фокус, пользу этой программы.
LINES проводим не каждый год. Следите за расписанием и можете привентивно писать нам, что заинтересованы в участии, если чувствуете готовность и азарт. Составляем предварительный список желающих.
Скитур в Гималаях — 2019 (отчет о фрирайде в долине Куллу, Манали)
Текст: Алекс Кузмицкий
Фото: Алена Симонова, Алекс Кузмицкий