Да, Лужба зацепила, определенно... Аленка сделала свой отчет, но не могу удержаться, чтобы тоже не рассказать про это место.
Невероятное место. Разнообразие спусков, кондиция снега, мега-елки, сочный скитур, атмосфера, жизнь в приютах. Все это стоит тех неудобств, с которыми связана поездка туда.
Сначала нужно прилететь (Новосибирск, Новокузнецк, Кемерово), попасть на жд-вокзал Новокузнецка, потом на электричках с пересадкой ехать более трех часов. Ну или на поезде «Новокузнецк-Абакан». И еще не проскочить ст. Лужба и успеть соскочить с электрона (остановка 0.5 минуты).
...
Ближайший кластер приютов находится в километре от станции. Разделяет их река Томь. Если она еще течет, переправляются на катамаранах, если уже встала, то пешком (на скитуре, снегоходах). Главное не попасть на ледостав, в эти дни никак переправиться нельзя. Ледостав в районе станции Лужба происходит в период с 15 ноября по 15 декабря, в зависимости от года.
Раньше здесь находился поселок геологов (геолого-разведочная партия) Амзас. От него нынче осталось всего 4 дома, Тальковый карьер, да еще что-то. Последние два-три десятка лет, это место известно по летним пешим походам и по лыжным зимним. Кстати, соседняя станция Казыр, в советское время была намного более известна с точки зрения туризма. Именно там высаживались толпы туристов, а вовсе не в Лужбе. Но сейчас все строго наборот.
Станцию со всех сторон окружают отменные сопки, с крутыми склонами и сочными кулуарами (почти все - естественные лавинные прочесы).
Можно катать прямо возле станции пару недель, не перемещаясь в глубь района. Многие так и делают. Для формата «знакомства с Лужбой» - идеал. Живи себе у станции в Кузбасском или Кармановском приюте и ходи-катай.
Но «бодрые пацанчики», те кто заряжен на глубокое погружение и при этом готов к более серьезному скитуру, перемещаются дальше от станции, в один из следующих приютов. Там уже часто нет ни телефонной связи, ни электричества.
У Михаила Шевалье и его команды 22 приюта: 9 у станции и 13 разбросаны на территории в несколько тысяч квадратных километров. Приоритет всегда для детских туристских групп, но если приют свободен, то можно договориться о том, чтобы там остановиться.
Попадая на дальние кардоны, поближе к хребту Поднебесные Зубья, отрываясь от цивилизации, начинаешь по-другому ощущать время и пространство. Постепенно, день за днем уходит суета и озабоченность сиюминутными «проблемами» привезенными из города.
Охотники здесь до сих пор ходят на самодельных лыжах, подбитых естественным камусом, шкурой зверя.
До приютов, которые не у станции, от 6 до 40 километров (если считать по «буранке»). То есть, от нескольких часов ходьбы, до 2-3-х дней. В зависимости от того, на чем идти (туринговые беговые лыжи, сплитборды, скитур, пешком).
Оптимально забрасывать вещи на снегоходах до нужного приюта, а идти своим ходом. Местные снегоходчики райдеров за собой на фалах не возят. Максимум - посадят 1-2-х человек позади себя, и то, если снега не много, буранка пробита и груза в санях нормальное количество.
Так что сильно рассчитывать на переброску людей к приютам не стоит. Иначе заброска будет «золотой». 1-2 снежика для грузов и «баста карапузики». Хардкорные лужбинцы со стажем все, как один попадают в приюты самоходом, отмахивая по 20-30 км на беговых лыжах (берут их специально для быстрого перемещения по следу снегохода).
...
Домики все похожи друг на друга. Больше половины вообще сделана по одному проекту. Они не без недостатков, но зимой главное что? Крыша над головой, да печка. Остальное - не важно.
Нижний этаж хозяйственный, с печкой, кухней и общим столом. Часто на стенах развешаны различные туристические артефакты, а также фотографии титульных меценатов строительства того или иного приюта (за что им огромное спасибо!).
Верхний этаж - просто пространство, где можно разложить 10-15 туристических пенок-ковриков и, расстелив спальники, ночевать. Здесь достаточно тепло, даже ночью, когда печь уже остыла и при этом много места.
Разные приюты разного размера, но, в среднем, 8-10 человек помещаются с комфортом. Больше - далеко не везде, да и уровень удобства при этом резко понижается. Поэтому расчет размера группы, важный момент.
Носить воду, топить печь, готовить и т.п. Все это приходится самим, никто за тебя тут этого не сделает. Давно забытые операции. Живя в городах мы отвыкаем от этого. Но как же здорово, вот так, по-простому, сходить к ручью и набрать воды за 100 метров от дома... а потом, наколов дрова, растопить баньку.
...
...
...
...
С утра порой сложно себя вытащить из спальника, одеть частично недосохшую экипировку (особенно внутренники ботинок) и выйти в космос окружающего мира, где запросто может быть -30 и снега по самые помидоры.
Но нужно лишь минут 15 и вот уже ты расходился и кровь прилила к конечностям и стало тепло и хорошо!
Масштабы местных сопок и гор не поражают. Вместо одного подъема и спуска за день здесь переходишь на формат «до обеда 2-3», а потом столько же. Но, на сколько же разнообразный рельеф!
На том же Белокуровском стане, где перепад вообще смешные 120-140 метров, испытываешь наслаждение от каждого метра. Постоянно какие-то волны, пупыши, помпоны, надувы.... едешь и глаза разбегаются, от куда прыгать-то.
Скатился и снова забежал к точке старта за 20 минут.
Но есть и вполне приличные линии. С того же пика Дураков спуски по 2-3 километра. И это тоже спуски с огромным количеством микрорельефа (под снегом - курумы средней крупности), ни разу не унылые положняки.
Разве что последние метров 300-400 приходится докатывать до снегоходки на портянках (на фото).
«Лавин в Лужбе нет». Ага.. недаром о прокладке железной дороги через эти горы лавинщики целые главы писали.
Самые опасные склоны в большинстве здешних катальных мест - юго-восточных и восточных экспозиций. Именно они и самые вкусные для фрирайда (крутые и подветренные).
На фото: справа наверху фигурка человека, для масштаба.
Лужба, спасибо тебе. Это были волшебные 2 недели. Настолько волшебные, что почти половина команды, почти не сговариваясь, сразу подписалась и на следующий год, причем уже на 20 с лишним дней... а это о чем-то да говорит.
Уже определены даты и собрана компания, остается дождаться следующего сезона.
Ночью, выходя на улицу распаренным из бани, при -25 и ощущая себя живым... Как же это здорово. Тоже ведь часть Лужбы.
И это тоже)).
...
Практические подробности смотрите в нашем фрирайд-путеводителе по Лужбе.
P.S. Не судите строго, это всего-лишь небольшая нарезка с пары ГоПро)).
* * *
Автор репортажа: Алекс Кузмицкий
Фото: Алекс Кузмицкий, Алена Симонова
молодцы ребята и девчата ! Эхх где мои 17 лет ())
Ооотлично! Бодрые картинки.
Алекс, а у Михаила есть собственный сайт – беглый забег по интернету навел на ФБ и ВК Михаила. Связываться-договариваться непосредственно через соц сети, да?
красота! Какой там световой день?
Алекс, ништяк, зачетно съездили! Прям ностальгия))
Отчетец правда слабенький, пиши еще. Непонятно, дальше Рубана ходили – Высокогорный, Адмиральский(уже восстановили?)? В каких приютах были куда скитурили?
Почитай про мой скитур с Петцелем в 2013
http://nastya-kostya.livejournal.com/tag/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B7%D1%83%D0%B1%D1%8C%D1%8F
Хм… скажи у кого лучше, с радостью почитаю)).
П.С. твой отчетец уже видел, прикольно. Неисповедимы пути райдеров.
Выходили в 9 (рассвет в 8:30), приходили в 15-16:00 (заход в 16:45). Но это декабрь, самые короткие дни в году. Так что нормально. День длинный, в отличие от нашего Кировска, где вообще в конце декабря – начале января полярная ночь)).
Видимо да. Вообще путь нетривиальный. Нужно терпение и время порой, чтобы договориться. Скоро сделаем небольшой минигид по району, на днях, там будет немного наводок.
))