Таджикистан - новые фрирайд-горизонты Средней Азии

Фоторепортаж

Разведка в Таджикистане удалась на славу. Всего лишь неделя, но зато какая!

Если попробовать описать мероприятие в двух словах, то это будут «красота и позитив»)).


В Таджикистан местные фрирайдеры приглашали нас уже года три подряд, но как-то не складывалось. Перманентно находились более приоритетные планы. Но в этом сезоне было решено ехать, во что бы то ни стало. Все-таки новая горная система, страна - интересно черт побери!

 

В мире осталось не так много стран с фрирайд / скитурным потенциалом, где еще не катают и можно быть в каком-то смысле первопроходцем. Таджикистан - одна из них.

 

Оставив документы на оформление (в Таджикистане можно лишь 3-е суток быть без регистрации, потом - могучие штрафы от 300$), мы сразу решили забрасываться в горы.

 

Заброска проходила в формате «загребалити». Снега в центральной части Гиссарского хребта много. Особенно славна этим долина Сиама, где расположен гидрологический пост. Именно туда мы и направились, стартовав из Душанбе вверх по Варзобскому ущелью, сначала на машинах, до альплагеря Варзоб, а от него уже на своих двоих, вверх по Сиаме.

Прямо перед заброской прошел сильнейший снегопад, так что нас ждало 4 км жесткой тропежки. Одолели мы это, в общем-то, небольшое расстояние за внушительные 5.5-6 часов. Учитывая что все участники данной скитурной авантюры здоровые, как кОни, цифры говорят сами за себя)). На снегоступах или, не дай бог, пешком, вообще бы был полный привет.

 

В этом сезоне у нас выработался формат упаковки хабра, удобный для подобных мероприятий - берешь стандартный фрирайд-рюкзак и сверху навешиваешь на него спальник в компрессионном мешке, гермик с продуктами и т.д. А как пришел на место - все отвязал и сразу можешь идти в гору с готовым катальным комплектом.

И, главный плюс - не нужно тащить 2 рюкзака (обычно забрасываются с большими туристскими рюкзаками, а катальный берут для использования уже на месте). Это сразу облегчает всю историю на 1.5-1.8 кило, ну и стимулирует на брать лишних вещей, поскольку объем жестко лимитирован.

 

Финальный участок заброски - переправа через реку.

 

Так и вертится на языке «Ильич на переправе». Но, нет, это ушибленные на голову любители «белого» и разведок, Василий Фофанов и Стас Черков. Последний как раз в качестве Ильича)).

 

Долгожданный приют СиамА (ударение - на последнюю «а»). Легендарное местечко. Отсюда рукой подать и до Фанских гор.

 

Смотритель живет на Сиаме круглый год. Но сейчас он отлучился по делам на некоторое время. Так что, откапываем заваленный снегопадами домик и обживаемся.

Местные утверждают что во второй половине зимы снега уже по крышу, то есть метра на 3 больше... охотно верим, количество осадков вполне лужбинское (местами до 6000 мм / год).

 

...

Быт простой и неказистый. Но все основное для жизни есть: печурка, баня, общее пространство... Вот только дрова из местной высокогорной арчи подобны кускам железа. Наколоть их - отдельное мероприятие, не для слабых духом.

 

В первые дни небесную канцелярию было не остановить, поэтому лишь небольшие вылазки, в формате «туда и обратно».

 

...

Зато отлично проводили время за беседами о жизни у совершенно чудесного стола ручной работы (дело рук смотрителя).

 

Но, снегопады закончились и нам наконец удалось вырваться из «дня сурка».

 

...

...

...

Оборотная сторона хорошей погоды - на южных экспозициях сразу же начало сходить. Рельеф крутой, с большим количеством скал, поэтому прогрев сильный и лавины гремят каждые несколько минут. К их равномерному гулу привыкаешь довольно быстро.

 

Уходим на безопасные отроги, чтобы не находиться под склонами. И катаемся с видом на прыгающие пылевые лавины. Не часто такой бекграунд, прямо скажем... Даже в нашей богатой практике.

 

...

...

С ближайшего спота можно выкатывать прямо к домику, буквально к двери.

 

Погода, место, снег, все сошлось. День был просто шикарный. Не без нюансов, тем не менее.

 

На счет рельефа и снега. Они тут великолепны. Одно, «НО» - к бОльшей части спусков нет безопасных линий подъема, в принципе. Даже на подходах постоянно идешь по зонам выката, причем перекрестным.

И к точкам старта в основном нужно сандалить в лоб по кулуарам (1Б-3А к.с). Нужно ли, вот вопрос. Пока остановились на резюме, что район скорее альпинистский (причем летний, потому что зимой очень опасно и сурово), чем скитурный и фрирайдерный. Хотя, каталка, может быть просто божественной, факт.

 

...

Покатали мы в районе Сиамы по времени немного, но представление получили неплохое. Гиссарское катание - «вкусное, но опасное», прям как фуагра.

 

Теперь стояла задача выброситься, безопасно и без приключений. Что после обильных снегопадов и с местным сложным рельефом - не так уж просто.

 

...

Последний километр по ущелью и мы у альплагеря Варзоб - оттуда на машине по нормальной дороге.

 

Какой-то час пути и мы будем в Душанбе. В этом огромном шумном, азиатском, немного сумбурном, но интересном городе.

 

Помимо Сиамы побывали мы и в ущелье Такоб, где расположен главный и единственный горнолыжный центр Таджикистана. Кстати, довольно современный!

 

ГЦ «Сафед Дара» и его окрестности - район даже более привлекательный с точки зрения скитур-фрирайда, нежели Сиама, рельеф тут не такой сложный, да и логистика попадания  значительно проще. Это в целом относится ко всей южной периферии Гиссарского хребта.

 

Фрирайдно-скитурных районов в Таджикистане много, но на них только-только начинают смотреть с точки зрения катания и по сути все что сейчас не делается, это «впервые». Хотя мощные лыжные походы по Памиру и Памиро-Алаю ходили еще 30-40 лет назад.

И местные ребята молодцы, начинают осваивать свои бескрайние и невероятно красивые горы для фрирайда. Летним Памиром особо никого не удивишь, а вот зимние памирские мероприятия здесь нынче редкость.

 

Подводя итоги, наш фрирайд-экспромт в Таджикистане, с его ширчой и халвой удался на славу.

 

И это лишь первый пробный заход. В планах продолжать осваивать просторы Гиссарского и Зеравшанского хребтов. Скорее всего это будет где-то в феврале, после киргизского курса LINES.

P.S. Спасибо Никите Селезневу, Тимуру Джурабаеву, Денису Дмитриеву и всему небольшому душанбинскому фрирайд и альп-комьюнити за поддержку. Надеемся на скорую встречу.


Текст: Алекс Кузмицкий

Фото: Алена Симонова, Алекс Кузмицкий

3 Replies to “Таджикистан - новые фрирайд-горизонты Средней Азии”

  1. Ох, ребята, надеюсь вы арчовые заготовки с чердака не порубили и не пожгли. Иначе нас больше на порог не пустят.
    Фотография с видом из окна на подъезжающего бордера отличная! Ждем вас опять!

  2. У нас рубкой и растопкой Тимур заправлял, так что все в порядке, он точно знал, что делать)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *